Все обсуждения

ГОСТ Р 21.1101-2013. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

  Показать карточку документа

Обсуждения

Обязателен ли к применению ГОСТ Р 21.1101-2013?

В связи с участившимися случаями различного толкования государственной и негосударственной экспертизами применения стандартов Системы проектной документации в строительстве (СПДС) на обязательной или добровольной основе прошу разъяснить на каком основании применение ГОСТ Р 21.1101-2013 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации» является обязательным?

Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Между тем настоящий стандарт включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Федерального агентства от 30 марта 2015 года № 365.

Правомерны ли замечания в отрицательных заключениях экспертизы со ссылкой на обязательность выполнения всех положений стандартов СПДС?

2

Потвердите моё понимание данного вопроса: Минстрой России написал, что применение ГОСТа 21.1101-2013 носит добровольную основу (как и ГОСТов указаных в Приказе 365 от 13 марта 2015 года) и экспертиза не в праве обязать применение СПДС в проектной документации?

3

Иван Юрьевич, если верить Минстрою, то да. В письме прямо об этом написано.

И к тому же, не раз уже говорилось о том, что стандарты СПДС вышли из обязательного перечня по той причине, что они не влияют на безопасность.

4

NormaCS, стандарты СПДС влияют на единое оформление, разве это не официальное письмо "хаоса". Теперь каждый будет выполнять проектную и рабочую документацию как ему вздумается, и ссылаться на то, что на безопасность это не влияет?!

5

Иван Юрьевич, уже обсуждали этот вопрос здесь: http://www.normacs.info/discussions/1115#7736

Проект по типовой документации уже был, но пока не принят, слишком много споров вокруг него.

6

В пункте 5.2.3 в абзаце "При оформлении основного комплекта рабочих чертежей отдельными документами документы, содержащие сплошной текст и/или в виде таблиц (например, общие данные, кабельный журнал и т. п.), оформляют как текстовые документы. В этом случае первый лист документа оформляют основной надписью по форме 3, последующие - по форме 6." необходимо уточнее. Если документ оформляется как текстовый документ, то первый лист оформляют основной надписью по форме 5?

8

rustxr, Если в стандарте написано, что первые листы текстовых документов основного комплекта рабочих чертежей оформляют основной надписью по форме 3, то это значит, что по форме 3.

То же самое для спецификации по ГОСТ 21.110-95. Если ее выполняют без титульного листа, то основная надпись на первом листе - по форме 3.

9

Сорокин Н.И., добрый день!

Большое спасибо за ответ!

10

NormaCS,

Хотелось бы узнать как это письмо соотносится с п. 6 ПП РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 и Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2009 N 108.

п 1. Утвердить следующие правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации:
выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется в соответствии с национальными стандартами "Система проектной документации для строительства"

?

11

Иван Юрьевич, есть Приказ №108 от 02.04.2009 г. Министерства регионального развития "Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации" в котором указано, что выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется в соответствии с национальными стандартами "Система проектной документации для строительства" (далее - национальные стандарты), которые утверждаются приказами в установленном порядке, т.к. оформление документации СПСД указано только в ГОСТ 21.1101 (других не припомню), то его обязательно выполнять при подготовке документации по СПДС.

12

dimarik1984, не могли бы Вы подсказать номер и дату регистрации в Минюсте этого приказа, просто я нигде не могу найти эту информацию. Без нее приказ не действителен. Если приказ не регистрировался, то, боюсь, Вы не правы.

13

Сергей Киселев, Во всех нормативных база он фигурирует как действующий (пример: http://www.minstroyrf.ru/docs/1246/), Приказ в Минюсте не регистрировался (Возвращен без регистрации Минюстом РФ. - Письмо Минюста РФ от 04.05.2009 N 01/4359-ДК).

Источник публикации Приказа:
"Бюллетень строительной техники", N 6, 2009,
"Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации", N 6, 2009,
"Нормирование в строительстве и ЖКХ", N 3, 2009,
"Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве", N 3, 2009

14

Приказ в Минюсте не регистрировался, да и не должен был регистрироваться. Минрегиона, к тому же, уже не существует и его функции в строительстве переданы Минстрою РФ.

В пункте 6 Постановления 87 указано: "Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации". Поэтому письмо Минстроя вполне согласуется с Постановлением 87, а с приказом Минрегиона оно и не должно быть как-то согласовано.

15

dimarik1984, Спасибо. Тогда действительно, к сожалению, Вы неправы. Приказ действует, однако силы не имеет в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763. По-сути является рекомендательным документом.
В похожей ситуации оказалось МЧС, когда во время одной из проверок инспектор выписал предписание и штраф на одну юридическую компанию и сослался на "пожарный" СНиП 97-го года. Как известно, данный СНиП тоже не проходил регистрацию в Минюсте. Поэтому в суде юристы выиграли у МЧС именно по п.10 Указа 763. А на следующем совещании, которое собрал Шойгу - он прямо заявил, что "нам срочно нужен технический регламент по пожарной безопасности", который и был принят в скором времени. При этом сам ТР имея статус федерального закона прошел Думу и Совет федерации буквально за месяц (что уже почти рекорд).

16

Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Таким образом, приказ Министерства регионального развития РФ от 2 апреля 2009 г. N 108 "Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации" издан органом исполнительной власти в пределах своей компетенции, вступает в силу с момента подписания (если самими актами не установлен иной срок и (или) порядок вступления их в силу) и не подлежит обязательному опубликованию и государственной регистрации.

В свежих материалах, документ упоминается как действующий, например: письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 мая 2017 г. N 09-00-06/5641.

При необходимости Вы можете обратиться в Минстрой с вопросом о применении данного документа в своей деятельности (и его статусе - обязателен/не обязателен).

17

Андрей, я не говорю, что он не действующий. Он действует, но, повторюсь, юридической силы не имеет. Это юридический, а не технический или организационный аспект. Министерство имеет полное право издавать и публиковать свои нормативные правовые акты. Другой вопрос, что обязательной юридической силы без регистрации в минюсте этот приказ не приобрел.

Т.е. представим себе, по теме обсуждения: госэкспертиза выдает отрицательное заключение на основании того, что указанный в вопросе ГОСТ не соблюден. Заявитель идет в суд, и там выясняется, что госэкспертиза не может аппелировать приказу 108, так как он не зарегистрирован. Я поэтому не случайно упомянул сложившуюся судебную практику.
Насчет минстроя - он не уполномочен разъяснять такие вещи, максимум что они могут - написать письмо-свое мнение. При этом, письма тем более не имеют юридической силы.
Даже письмо Минстроя, о том, что требование экспертизы неправомерно не более чем их мнение, основанное, скорее всего, в том числе и на указе Президента и отсутствии регистрации 108-го приказа.
Я именно поэтому и спросил про регистрацию - в моей практике было несколько таких моментов, когда НПА изданы, опубликованы, но не зарегистрированы, и соответственно применятся на обязательной основе не могли.

18

Сергей Киселев, поясните тогда почему суды указывают данный документ в своих постановлениях?

Если у Вас есть доступ к Консультанту, то там можно посмотреть, их там более 10 . Для примера прикрепляю пару файлов (ссылку на Приказ выделил цветом).

19

dimarik1984,Тут все очень просто.
во-первых, применение ГОСТа не являлось предметом рассмотрения данных судов, это так сказать шло "в нагрузку", и по нему стороны не спорили.

во-вторых, обратите внимание, что в первом случае, ответчику было невыгодно опротестовывать ГОСТ - он и так выиграл суд. А во втором случае суд не стал оспаривать действие ГОСТ, а просто разобрал влияние от его неприменения на юридические последствия, указав, что его неприменение не повлекло никаких последствий (что отчасти подтверждает его необязательность, и также отчасти совпадает с позицией минстроя). Кроме того, суд указал на разницу по времени принятия и применния рабочей программы и ГОСТа.
Т.е. суд фактически не стал заморачиваться по поводу самого постановления, завуалировано непринимая ГОСТ во внимание вообще.

Для судов, если стороны ничего не пишут по этому поводу, это было легче, чем оспаривать законность постановления Правительства. Вот они и выбрали путь наименьшего сопротивления.
В сухом остатке, да, суды сослались на постановление, но ни один из них вывода об обязательности ГОСТа на его основании не сделал. Более того. они просто обошли этот вопрос, по-разному исключив обязательность его применения.

Что бы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Другие обсуждения

Может ли проектная документация состоять из одного тома?

Ксения, добрый день!

В новой редакции ГОСТ Р 21.1101-(2019) по этому поводу так:

7.3.11 Данные об изменениях, внесенных в подлинник, указывают в таблице изменений, поме­щенной в основной надписи (при ее наличии) и/или в таблице регистрации изменений по форме 10 (приложение Н).
....

7.3.14 В таблице регистрации изменений по форме 10 рекомендуется приводить данные об изменениях в текстовых документах. Если таблицу регистрации изменений выполняют для текстового документа с основными надписями, таблицы изменений в основных надписях также заполняют.

Замена листов документов, оформление титульного листа

SvCh, добрый день!

В стандарте обозначение текстовых и графических документов разделов и подразделов проектной документации не регламентируется.

В ГОСТ Р 21.1101-2013 написано (п. 4.1.3):

На основании положений 4.1.1―4.1.3, 4.2.3―4.2.7 могут быть разработаны стандарты организаций по обозначению текстовых и графических документов, входящих в состав проектной и рабочей документации, учитывающие особенности обозначения в зависимости от объема документации, условий документооборота и используемых САПР и СЭД.

  Показать полностью

По теме этого документа