Все обсуждения

СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

  Показать карточку документа

Обсуждения

Обсуждение: СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

Данный документ вводится в действие с 24.06.2013. Предлагаем вам ознакомиться с пояснительной запиской разработчика СП 4.13130.2013 - ФГУП ВНИИПО МЧС России.

1. Основание пересмотра предыдущей и разработки новой редакции

В настоящее время минуло уже более трёх лет с момента выхода Свода правил СП 4.13130.2009 «Предотвращение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям».

Следует отметить, что изначально, с выходом в 2009 году Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» , руководством МЧС была поставлена задача по сокращению количества действующих нормативных документов и интеграции требований пожарной безопасности в объёме Сводов правил и национальных стандартов. Исходя из этого, было принято решение о создании отдельного документа - Свода правил СП 4, реализующего требования статьи 59 указанного Федерального закона, в части ограничения распространения пожара на объектах различных классов функциональной опасности, и объединяющего требования к пассивным системам противопожарной защиты при проектировании объёмно-планировочных решений зданий и сооружений, а также устройству противопожарных расстояний и преград.

Предстояла весьма непростая работа, так как на момент создания документа, указанные требования пожарной безопасности были распределены по множеству различных документов – норм пожарной безопасности НПБ, общегосударственных строительных норм и правил СНиП, территориальных МГСН, ТСН, отраслевых, ведомственных и т.п., часть из которых на тот момент уже существенно устарела, а в ряде случаев требования этих документов дублировались и противоречили друг другу.

К сожалению, установленные тогда, весьма сжатые сроки разработки первой редакции СП 4 не позволили в полном объёме выявить, отработать и актуализировать все существующие на тот момент, несоответствия и противоречия в действующих нормативных документах. Помимо этого, уже после выхода указанного документа началась активная деятельность по пересмотру и совершенствованию нормативно-правовых документов в строительной области, продолжалась работа по разделению строительных и пожарных требований норм. Изменились правила прохождения и утверждения проектной документации.

Кроме того, как известно, год назад, вышла новая редакция Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона № 117-ФЗ от 10.07.2012 ), из которой, в соответствии с концепцией развития гибкого нормирования, ряд Статей с обязательными противопожарными требованиями был исключен, с целью их переноса в нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе и в СП 4.

Вышеуказанные обстоятельства в основном и определяли возникавшие при применении документа вопросы, замечания, а также пожелания по дальнейшему совершенствованию документа, поступавшие в адрес института от надзорных, проектных, строительных организаций и компаний.

2. Краткая характеристика полученных замечаний

В рамках практики применения документа было рассмотрено более двухсот замечаний и предложений от более чем 20-ти организаций.

Ряд положений вошедших в текст первой редакции СП 4 требовал актуализации современным реалиям. Так, в связи с повсеместно наблюдающимся уплотнением жилой застройки, активному давлению подверглись пункты СП, содержащие требования о строительстве детских садов и школ – как отдельно стоящие здания, без возможности блокирования с другими объектами.

Много вопросов вызывали и относительно большие значения величин противопожарных разрывов от автостоянок легковых автомобилей до других объектов, перенесённые в СП 4 из ранее действующего СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и включающего в себя, помимо противопожарных, также и санитарные требования.

Также выяснилось, что в действующих нормативных документах отсутствуют противопожарные требования по размещению в жилых и общественных зданиях дизельгенераторов и других генераторных установок.

Эти, а также множество других моментов свидетельствовали о необходимости пересмотра и актуализации положений СП 4 в новой редакции документа, работа над которой позволила отработать заложенные в документ основные принципы ограничения распространения пожара и провести всестороннее совершенствование документа.

Работа над новой редакцией велась сотрудниками нескольких подразделений ФГБУ ВНИИПО МЧС России, исходя из специфики основных смысловых частей документа.

В новом документе можно выделить нескольких основных частей.

1. В 1-3 разделах указана Область применения, Нормативные ссылки, Термины и определения.

2. 4 и 5 разделы, содержат общие требования пожарной безопасности к объёмно-планировочным решениям по предотвращению распространения пожара на объектах защиты, а также нормативные требования к зданиям и сооружениям жилого и общественного назначения.

3. В 6 разделе приведены противопожарные требованиями к производственным и складским объектам, объектам нефтегазовой индустрии, стоянкам автотранспорта и т.д.

4. В 7 и 8 разделы вошли противопожарные требования из Федерального закона №123-ФЗ - Статьи 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям и Статьи 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений.

3. Характеристика объекта вносимых изменений

В ходе работы над новой редакцией были скорректированы, уточнены и дополнены положения практически всех существующих разделов.

В разделах 1 - 3 проведена корректировка текста, а также ряда терминов и определений, введены новые термины.

После исключения из Федерального закона №123-ФЗ 69, 72 и 75-й статей, соответствующие требования к противопожарным разрывам между жилыми и общественными зданиями, стоянками легковых автомобилей, а также противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных участков были внесены в раздел 4 новой редакции СП 4, при этом часть указанных положений были переработаны и скорректированы.

Теперь в соответствии с новой редакцией СП 4 (п. 4.11) противопожарные расстояния допускается не нормировать между жилыми и общественными зданиями I, II и III степеней огнестойкости, если стена более высокого или широкого объекта защиты, обращенная к соседнему объекту защиты, является противопожарной 1-го типа.

Также не нормируются (п. 4.12) расстояния между общественными зданиями и сооружениями, если суммарная площадь в пределах периметра застройки, не превышает допустимую площадь этажа в пределах пожарного отсека, принимаемую по СП 2.13130 для здания или сооружения с минимальными значениями допустимой площади, и худшими показателями степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.

Конкретизированы и дополнены требования по устройству в зданиях открытых лестниц 2-го типа.

В текст документа добавлен принципиально новый раздел 5.3 по нормированию противопожарных расстояний на территориях организованной малоэтажной застройки, так называемых таунхаусов, с учетом возможности наличия на этих объектах современных систем противопожарной защиты, а также размещения на их территориях подразделений добровольной пожарной охраны.

С учётом поступивших замечаний и предложений был существенно переработан и актуализирован раздел 5 «Требования к объектам жилого и общественного назначения»:

- добавлен перечень общественных помещений допускаемых к размещению на нижних этажах и подвалах жилых зданий,

- уточнены требования по выделению противопожарными преградами в общественных зданиях вспомогательных помещений производственного, складского и технического назначения исходя из их категории по пожарной опасности;

- исключены противоречия, дублирования, а также избыточные требования, в том числе по применению противопожарных преград 1-го типа.

Существенные изменения и дополнения внесены и в раздел 6 «Требования к объектам производственного и складского назначения», а именно проведена корректировка текста, исправлены опечатки и несоответствия, добавлены противопожарные требования, исключенные из строительных норм, введены два новых раздела – «Требования к магистральным трубопроводам» и «Требования к зданиям промышленных холодильников» и т.п. Добавлены требования к местам хранения автотранспорта, в том числе и для перевозки ГСМ на территориях промышленных предприятий, скорректированы и актуализированы современным реалиям положения ряда пунктов по хранению легковых автомобилей.

И как уже упоминалось, в документе появилось два новых раздела – 7. «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям, и 8 «Обеспечение деятельности пожарных подразделений», в которые включены актуализированные требования, ранее содержащиеся в Статьях 67 и 90 Федерального закона №123-ФЗ .

Новая редакция СП 4.13130.2013 была утверждена Приказом МЧС Рос-сии № 288 от 24 апреля 2013 года. В настоящее время текст документа размещён на официальном сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Также он имеется в ИПС NormaCS .

1

Учитывая учитывая появление коленчатых подъемников предлагаю в СП 4.13130.2013 п.8.8 изложить в следующей редакции:

"п. 8.8 Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть, как правило, 5-10 метров"

2

Возможно

"«п. 8.8 Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть, как правило, 5-10 метров»"

изложить в виде

"«п. 8.8 Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть, не менее 5 метров»" ?

3

В СП 4.13130-2009 есть п. 4.16 Площадки для хранения тары и мусора должны располагаться от зданий, сооружений и строений на расстоянии не менее 15 м. В СП 4.13130-2013 нет этой нормы. Каким документом регламентируется данная норма или вообще не регламентируется?

4

Добрый день!

Данная норма регламентируется. Например, СанПиН 42-128-4690-88, пункт 2.2.3: Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

5

Сообщаем, что в СП 4.13130.2013 планируется внести изменения. Проект изменения № 1 к СП 4.13130.2013 разработан специалистами ВНИИПО и в настоящее время готовится на отправку в МЧС на экспертизу и утверждение.

6

СП 231.1311500.2015

6.1.7 Минимальные расстояния от устьев скважин, зданий и наружных установок объектов добычи и подготовки нефти и газа категорий А, Б, АН, БН до других объектов, не относящихся к объектам обустройства нефтяных и газовых месторождений, следует принимать в соответствии с таблицей 1. (Лесные массивы из хвойных и смешанных пород, участки открытого залегания торфа 100м)

СП 4.13130.2013

6.1.6 Расстояние от зданий производственных объектов (независимо от степени их огнестойкости) до границ лесного массива хвойных пород и мест разработки или открытого залегания торфа принимаются 100 м, смешанных пород - 50 м, а до лиственных пород - 20 м.

При размещении производственных объектов в лесных массивах, когда строительство их связано с вырубкой леса, указанные расстояния до лесного массива хвойных пород допускается сокращать в два раза.

Вопрос

В нашем случае проводятся работы по проектированию объектов обустройства нефтяных скважин.

Какой нормой пользоваться: 50 м (если допускается сокращать) или 100 м противопожарной полосы отводить земельные участки, т.к. в случае вырубки леса – необходимо брать в аренду весь участок, подлежащий вырубке. Т.к. данная территория не подлежит лесовосстановлению до ликвидации скважины.

Получается, что при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации объекта разные нормативы?

7

lvsaldaeva, добрый день!

По Вашему вопросу нам ответил непосредственно разработчик этого СП, главный научный сотрудник д.т.н. Карпов Вадим Леонидович, ФГБУ ВНИИПО МЧС России.

В пункте 1.2 есть прямое указание на то, что можно руководствоваться и другими стандартами. Поэтому Вы можете использовать СП 4.13130.2013 и сокращать расстояние.

Противоречие действительно есть, оно появилось из-за "лесных" нормативов. И как раз сейчас ведутся работы по уточнению и устранению этого противоречия.

8

В СП 4.13130.2013 включили пп 8.8 Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно – 5-8 метров;
для зданий высотой более 28 метров – 8-10 метров.

В тоже время в СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» исключено ПРИЛОЖЕНИЕ 1*, п.2* где говориться: «…Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5—8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8—10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев…»

Теперь инспекторы ОНД утверждают, что глухой бетонный забор, установленный между пожарным проездом и зданием магазина, не нарушает противопожарных норм.

И куда теперь обращаться?

9

yagowkin.andrej, обратитесь сразу в две организации с требованием объяснений официальным письмом.

1. ВНИИПО, на имя заместителя начальника института Матюшина Александра Васильевича, по факсу и по электронной почте vniipo@mail.ru, http://www.vniipo.ru/rukovodstvo.htm. По поводу СП 4.13130.2013, так как они разработчики этого СП.

2. И с тем же официальным запросом в ФАУ "ФЦС": info@faufcc.ru, +7 (495) 133-01-57. Так как они должны отвечать на вопросы по строительным СП.

11

yagowkin.andrej, пожалуйста!

На официальные запросы они отвечают. Правда, по закону, в течение 30 дней. Вам в Вашей ситуации нужен официальный ответ, конечно. Поэтому, придется подождать.

12

NormaCS, Получили ответ от ФАУ "ФЦС"

Получается можно устанавливать забор высотой до 2 м, так как рост человека бывает и выше 2 м. Правда, как можно в такой ситуации обеспечить эвакуацию людей на безопасное растояние, непонятно.

Получается опять будет виноват владелец заведения, который не обеспечил эвакуацию.

PS. И в суд на собственника забора бесполезно подавать, раз нет нарушений.

13

yagowkin.andrej, мда... Действительно, очень странный ответ. Может быть, уточнить у них, что они имеют в виду под понятием "человеческий рост", сколько это именно? Со ссылками на нормативные документы.

А ВНИИПО пока не ответили?

15

Понадеемся, что они ответят более развернуто и точно. Обычно они стараются дать точные ответы.

17

yagowkin.andrej, то есть, получается, надо оставлять проезд всё же?

18

Виктор Челышков,

смотрите санпины.. это уже не нормы ПБ

19

Как следует понимать пункт 8.5 СП 4.13130.2013 (если можно с иллюстрацией)?

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.

Другие обсуждения

  Показать полностью

По теме этого документа