Все обсуждения

ГОСТ Р 21.1101-2013. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

  Показать карточку документа

Обсуждения

Обсуждение: ГОСТ Р 21.1101-2013. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

Пояснения к наиболее важным изменениям в ГОСТ Р 21.1101-2013 (по сравнению с ГОСТ Р 21.1101-2009)

Читайте пояснения к наиболее важным изменениям в стандарте от разработчиков документа.

1

Пояснения к наиболее важным изменениям в ГОСТ Р 21.1101-2013 (по сравнению с ГОСТ Р 21.1101-2009)

Раздел 3 «Термины и определения»

Введены термины «основной комплект рабочих чертежей», «план», «фасад»,«оборудование», «строительный материал».

Так как некоторые термины вошли в межгосударственный стандарт ГОСТ 21.501-2011, то в настоящем национальном стандарте (ГОСТ Р) они приведены как заимствованные (в рамках, со ссылками на ГОСТ 21.501).

Раздел дополнен терминами из ГОСТ 2.102 (реквизит, атрибут и т.п.), которые необходимы для понимания правил заполнения основных надписей, обложек и титульных листов.

Подраздел 4.1 «Проектная документация»

Пункт 4.1.1

Раздел 5 – обычно самый большой раздел. Для больших проектов, как оказалось, часто не хватает деления этого раздела на «части (они же подразделы) - книги». Поэтому для раздела 5 предусмотрено, что подразделы этого раздела делятся на части и книги.

В соответствии с этим основным изменением внесены соответствующие изменения в пункты 4.1.2 и 4.1.3.

Определено, что слова о «большом объеме» документации относятся к документации на бумажном носителе. Исходя именно из этого объема раздел (или подраздел) делят на части и книги.

Кроме того, появилось новое положение, что раздел и подраздел можно делить на части и книги не только в зависимости от объема документации, но и по другим признакам (например, при выполнении какой-то части проектной документации субподрядчиками).

Пункт 4.1.3

Этот пункт переработан в связи с тем, что и разделы и подразделы делят на части и книги. Для раздела 5 появилась еще одна степень деления.

«Обозначение подраздела, скомплектованного в виде отдельного тома (см. 4.1.1), составляют из обозначения раздела, к которому добавляют номер подраздела.

Если подраздел делят на части, то обозначение части составляют из обозначения подраздела, к которому добавляют через точку номер части. Если часть делят на книги, то обозначение книги (если оно необходимо) составляют из обозначения части, к которому через точку добавляют номер книги».

В связи с этим были изменены примеры.

В этом пункте появился следующий абзац:

«На основании положений 4.1.1 – 4.1.3, 4.2.3 – 4.2.7 могут быть разработаны стандарты организаций по обозначению текстовых и графических документов, входящих в состав проектной и рабочей документации, учитывающие особенности обозначения в зависимости от объема документации, условий документооборота и используемых САПР и СЭД».

Пункт 4.1.4

В этом пункте добавлены слова «в общем случае комплектуют в следующем порядке». Это означает, что в том могут входить не обязательно все из перечисленных далее документов.

Для очень больших проектов, насчитывающих многие десятки, а то и сотни томов, предусматривается возможность того, что документ «Состав проектной документации» в состав каждого тома не включается - его комплектуют в виде отдельного тома.

Естественно, что это допущение должно применяться, когда количество томов значительно больше (в несколько раз), чем количество разделов проектной документации (сейчас их 14).

Подраздел 4.2 «Рабочая документация»

Пункт 4.2.1.

Первое перечисление сокращено, так как всё уже написано в определении термина «Основной комплект».

Пункт 4.2.5

Согласно новой редакции стандарта допускается оформление основных комплектов рабочих чертежей отдельными документами для любой марки, а не только электротехнических марок.

Пункты 4.2.6 и 4.2.7

В этом пункте перечислены только самые общие прилагаемые документы, которые могут быть в комплекте любой марки.

Под «другими» понимаются, например, «ведомость трубопроводов» в ГОСТ 21.401-88, «спецификация металлопроката» по ГОСТ 21.502-2007.

С большей подробностью приведены общие принципы обозначения прилагаемых документов.

В примере для спецификации оборудования, изделий и материалов дан шифр «С» - по действующему ГОСТ 21.110-95. В проекте нового ГОСТ 21.110 этот шифр изменен на «СО».

Пункт 4.2.8

В связи с неопределенностью статуса «типовых строительных конструкций («серий») (они не отменены, но в настоящее время не существует какого-либо действующего нормативного документа, устанавливающего порядок разработки и применения этих чертежей) к этому пункту дана сноска:

«При необходимости чертежи типовых конструкций, изделий и узлов записывают без изменения обозначения в разделе «Прилагаемые документы» и передают заказчику в соответствии с 4.2.6».

Пункт 4.2.9

«4.2.9 Форму, правила выполнения и обозначения документа, в котором приводится состав всей рабочей документации, выполненной в соответствии с договором, устанавливают в стандартах организации».

Пункт 4.3.5

Уточнены некоторые требования к общим указаниям, в частности к перечню нормативных документов.

Добавлен абзац о необходимости нумерации пунктов общих указаний.

Раздел 5

Подраздел 5.1 «Общие положения»

Этот подраздел существенно дополнен, в основном, ссылками на стандарты ЕСКД по электронным документам и правилам их обращения, которые с определенными допущениями могут быть использованы и для проектной документации.

Введен пункт о возможности применения типов линий, отсутствующих в ГОСТ 2.303:

«5.1.3 В графических документах изображения и условные обозначения выполняют линиями по ГОСТ 2.303. Допускается применение линий других типов, наименования, начертание, толщина и основные назначения которых устанавливаются в соответствующих стандартах СПДС». (Здесь имеются в виду ГОСТ 21.501-93 (п. 2.5.1), ГОСТ 21.204-93, ГОСТ 21.302. В них установлены типы линий, отсутствующие в ГОСТ 2.303).

Подраздел дополнен требованиями по выполнению чертежей в цветном виде:

«5.1.4 В графических документах условные обозначения следует выполнять в основном черным цветом. Некоторые условные обозначения или их отдельные элементы допускается выполнять другими цветами. Указания о цвете условных обозначений приводятся в соответствующих стандартах СПДС. Если цвета условных обозначений, применяемых на чертежах и схемах, не установлены в стандартах, их назначение указывают на чертежах.

В подлинниках, предназначенных для изготовления черно-белых копий, цветные условные обозначения и их элементы следует выполнять черным цветом».

Следует отметить, что в ГОСТ 21.302 уже давно установлены требования к цветам условных обозначений. Поэтому этот пункт – просто констатация факта.

Пункт 5.1.6

Уточнены правила нанесения масштабов изображений на чертежах.

Второй абзац этого пункта дополнен следующим предложением:

«В этих случаях масштабы указывают в круглых скобках непосредственно после наименований изображений в соответствии с ГОСТ 2.316 (пункт 4.19)».

Пункт 5.1.10

«5.1.10 На рассмотрение, согласование, экспертизу и утверждение представляют копии документов проектной и рабочей документации, скомплектованные как указано в 4.1 и 4.2.» Этот пункт устанавливает (или, скорее, напоминает), что именно передается заказчикам. Определение термина «копия» дано в ГОСТ Р 21.1003.

Подраздел 5.2 «Основные надписи»

Пункт 5.2.1

В этом пункте дан уточненный ответ на очень давний и часто задаваемый вопрос: «Можно ли располагать основную надпись по длинной стороне формата А4?» Теперь ответ – «можно», но в определенных случаях:

«Для текстовых документов в табличной форме допускается, при необходимости, располагать основную надпись вдоль длинной стороны листа». В приложении И дан соответствующий рисунок И.2.

Пункт 5.2.2

Введено понятие «заглавный лист» для документов с титульными листами - это следующий после титульного лист текстового документа, который оформляется основной надписью по форме 5. Этот лист никак нельзя назвать первым, т.к. первым листом документа, оформляемого титульным листом, согласно п.8.5 является титульный лист. Ведь в этом случае в графе «Лист» основной надписи по форме 5 ставится цифра 2!

Этот термин не является чем-то новым, он применяется в стандартах ЕСКД (ГОСТ 2.104 и ГОСТ 2.106) и был в СН 460-74 (часть 1).

Соответственно исправлено и название формы 5 в приложении Ж.

Пункт 5.2.3

В первый абзац добавлено слово «текстовые»: «Если некоторые текстовые документы…».

В этот пункт перенесено и дополнено примечание к форме 6 из приложения Ж:

«При оформлении основного комплекта рабочих чертежей отдельными документами, документы, содержащие сплошной текст и/или в виде таблиц (например, общие данные, кабельный журнал и т.п.), оформляют как текстовые документы. В этом случае первый лист документа оформляют основной надписью по форме 3, последующие – по форме 6».

Новый пункт 5.2.9

«5.2.9 Допускается дополнительно идентифицировать проектные документы с применением штрих-кода.

При этом в качестве реквизитов штрих-кода следует использовать код страны, код организации-разработчика, обозначение документа и обозначение формата документа. Дополнительно могут быть использованы и другие реквизиты.

Штрих-код рекомендуется размещать в правом нижнем углу поля формата документа над основной надписью».

Штрих-код дает возможность быстрого поиска документов с помощью ручного сканера, установленного на рабочем месте пользователя. Штрих-код используется также для идентификации при потоковом сканировании.

Штрих-код вычисляется автоматически при заполнении реквизитов основной надписи и записывается в специальное поле.

Рекомендуемое место размещения штрих-кода взято из стандарта ЕСКД.

Это положение приведено в подразделе 5.2, так как штрих-код содержит в большей части те же данные, что и основная надпись.

Подраздел 5.3 «Координационные оси»

Пункт 5.3.1

В этом новом пункте сформулировано основное назначение координационных осей:

  • - для определения взаимного расположения элементов здания или сооружения;
  • - для привязки здания или сооружения к строительной геодезической сетке или разбивочному базису.

Пункт 5.3.2

Введена возможность обозначения координационных осей буквами латинского алфавита.

Пункт 5.3.3

Пункт приведен в уточненном виде: «Последовательность обозначений координационных осей принимают по плану как показано на рисунке 1а: цифровые оси – слева направо, буквенные оси – снизу вверх, или как показано на рисунках 1б и 1в».

Пункт 5.3.7 дан в новой редакции.

Вместо примера с обозначением координационных осей секций приведен более понятный рисунок 3б, который был в стандарте 1980 г.

Пункт 5.3.8

В этом пункте приведены самые общие положения, относящиеся к координационным осям в 3D модели.

Подраздел 5.4 «Нанесение размеров, уклонов, отметок и надписей»

Пункт 5.4.3

Изменен размер выступа размерной линии. Минимальное значение предлагается изменить на 0, то есть «…при этом размерные линии продолжают за крайние выносные линии (или соответственно за контурные или осевые) на 0 3 мм».

То есть засечка может быть такой, как на примере из МС ИСО 4066:1994 (см. справа).

Например, в ГОСТ 28984-2011 - засечки только такие. См. также СП 63.13330.2012.

Восстановлен последний абзац этого пункта, устанавливающий правила нанесения размеров со стрелками в строительных чертежах.

Также приведен следующий дополнительный абзац:

«При нанесении размеров на аксонометрических схемах технологических трубопроводов и инженерных систем размерные линии допускается ограничивать стрелками».

Если внимательно прочитать первый абзац п.5.4.2, то его требование не может быть выполнено, например, для косоугольной изометрической проекции (под углом 45°).

Пункт 5.4.3

В последнее предложение добавлено слово «относительные», получилось«относительные отметки выше нулевой указывают со знаком «+», ниже нулевой – со знаком «–»».

В соответствии с действующими стандартами абсолютные отметки указывают без знака «+» - на чертежах генплана, автомобильных и железных дорог, гидромелиоративных и др. сооружений.

Приведено примечание, поясняющая понятие «нулевая отметка» для зданий:

«В качестве нулевой отметки для зданий принимают, как правило, уровень чистого пола первого этажа».

Пункт 5.4.4

Приведен дополнительный рисунок 7б, поясняющий правило нанесения уклонов.

Пункт 5.4.6

Приведен новый рисунок 8, который устанавливает порядок приведения выносных надписей для всех случаев, в частности, когда стрелка снизу. В ГОСТ 21.701 и ГОСТ 21.702 (взамен ГОСТ Р 21.1701-97 и ГОСТ Р 21.1702-96) исправлены примеры, не соответствующие этому требованию.

Подраздел 5.5 «Изображения (разрезы, сечения, виды, выносные элементы)»

Пункт 5.5.2

В этом пункте приведено примечание, поясняющее особенности применения термина «разрез» в строительных чертежах – в отличие от конструкторской документации.

Все термины по изображениям даны в ГОСТ 2.305-2008, а в настоящем стандарте приведены лишь термины, определяющие отдельные виды изображений, применяемые только в строительной документации (план, фасад), и которые отсутствуют в ГОСТ 2.305.

Пункт 5.5.15

Приведен новый последний абзац:

«Допускается в наименовании фасада указывать его расположение, например, «главный», «дворовый» и т.п.»

Раздел 6 Правила выполнения спецификаций на чертежах

Пункт 6.1

Добавлены слова «а также к другим чертежам», поскольку спецификации по формам 7 и 8 применяются для чертежей изделий (в соответствии с ГОСТ 21.501-2011) и для эскизных чертежей нетиповых изделий.

Пункт 6.3

В этом пункте приведены самые общие требования (из ГОСТ 2.316) к выполнению спецификаций и таблиц в 3D модели здания или сооружения. Что здесь нужно отметить: из этого пункта, а также пункта 4.1 ГОСТ 2.316-2008, следует, что спецификации и др. таблицы в электронных моделях допускается (в ГОСТ 2.316 даже рекомендуется) выполнять отдельными документами, а в пункте 4.2.5 настоящего стандарта приведено, как это можно выполнить применительно к рабочей документации.

Раздел 7 «Правила внесения изменений»

Этот раздел существенно переработан. Сначала приведены общие положения (7.1 – 7.3, а затем приведены подразделы с особенностями внесения изменений в проектную и рабочую документацию.

Пункт 7.1.1

В этом пункте записано, что на основании положений раздела 7 могут быть разработаны стандарты организаций, учитывающие особенности внесения изменений в этих организациях.

Подраздел 7.2 «Разрешение на внесение изменений»

Пункт 7.2.4

Добавлен новый абзац:

«Изменения в документы основного комплекта рабочих чертежей, оформленного отдельными документами (см. 4.2.5), а также в документы тома проектной документации, вносят на основании одного общего разрешения».

Новый пункт 7.2.5

«7.2.5 При внесении изменений в ДЭ разрешение допускается не оформлять, если в САПР и СЭД ведется учет и хранение версий документа, и обеспечивается контроль доступа, исключающий возможность несанкционированного внесения изменений».

Необходимое пояснение к этому пункту. Разрешение допускается не оформлять, если в проектной организации документы подписываются электронными подписями – только это исключает возможность несанкционированного внесения изменений в САПР и СЭД.

Подраздел 7.3 «Внесение изменений»

В этом подразделе приведены общие для проектной и рабочей документации требования. (В скобках приведена нумерация соответствующих пунктов в ГОСТ Р 21.1101-2009).

Пункт 7.3.5

На этот пункт следует обратить внимание:

«7.3.5 Рукописным способом изменения вносят в бумажные подлинники документов в соответствии с 7.3.9 – 7.3.16».

Пункт 7.3.11 (7.1.3.8)

Здесь убраны слова про «аннулируемые» участки, т.к. по отношению к изображениям на чертеже это слово нигде ранее не использовалось и дальше не используется.

Особо отмечать это и не нужно – даже при зачеркивании: если не указано, где смотреть новое изображение (как указано в п. 7.3.14), то это значит, что участок удален без замены.

Если же участок просто удален (что допускалось даже при ручном внесении изменений – смывкой), то этот номер просто негде приводить.

Пункт 7.3.12 (7.1.3.9)

Добавлены два новых абзаца:

«Допускается от параллелограмма с обозначением изменения линию к измененному участку не проводить.

При внесении изменений в текстовые документы (в текстовую часть документов) линии от параллелограмма с обозначением изменения не проводят».

Пункт 7.3.19 (7.1.3.20)

Здесь нужно пояснить слова о дополнительной таблице для внесения изменений (см. 5.2.6). Это продолжение таблицы нужно только лишь при внесении изменений рукописным способом.

Добавлен абзац:

«В новой (измененной) версии ДЭ в таблице изменений указывают данные только о последнем изменении».

Пункт 7.3.21 (7.1.3.21)

Изменены правила заполнения графы «Лист» в таблице изменений

3) при замене всех листов подлинника при ручном внесении изменений на первом (заглавном) листе – «Все» (при этом таблицу изменений на других листах этого подлинника не заполняют), автоматизированным способом – «Зам.» на всех листах.

По мнению многих, номер текущей версии листа (документа) должен быть на всех листах документа. Именно так, кстати, приведено и в ГОСТ 2.503-90.

Т.е. при замене всех листов документа автоматизированным способом таблица изменений заполняется на всех листах: графы «Изм.», «№ док.» и «Дата» (эти графы на текстовых документах обычно заполняются автоматически на всех листах).

Графа «Кол.уч.» не заполняется, т.к. участки не выделяют при полной замене документа.

О графе «Подп.» см. ниже.

(Если текстовые документы выполняют без основных надписей, то в колонтитуле на всех листах приводится номер версии этого документа).

Перечисление д) приведено в новой редакции:

«д) в графе «Подп.» – подпись лица, ответственного за правильность внесения изменения. При замене всех листов подлинника автоматизированным способом подпись проставляют только на первом (заглавном) листе. Подпись нормоконтролёра проставляют в дополнительных графах на поле для подшивки листа (кроме листов, выпущенных вместо замененных и новых);»

При замене всех листов подлинника при ручном внесении изменений таблицу изменений (следовательно, и графу «Подп.») заполняют только на первом (заглавном) листе.

Если не привести это подчеркнутое положение, то получается, что при автоматизированном внесении изменений в графе «Подп.» таблицы изменений нужно расписываться даже там, где не предусмотрено расписываться при ручном внесении изменений, например, в основных надписях по форме 6 на всех последующих листах текстового документа, а количество листов может достигать нескольких сотен! Просто абсурдно заставлять кого-то расписываться в этой графе на всех листах замененного документа, т.к. при замене листов все исполнители расписываются заново в графах 12 основной надписи (согласно п.7.3.23).

Пункт 7.3.23 (новый)

«7.3.23 При замене листов документов, оформленных основными надписями по формам 3 – 5, листы, выпущенные вместо замененных, подписывают в графах 10 – 13 основных надписей в соответствии с порядком, предусмотренным для вновь разработанных листов».

Подраздел 7.4 «Особенности внесения изменений в проектную документацию»

Пункт 7.4.5

В этом пункте, а также в приложениях М, Н и П, уточнены правила нанесения таблицы регистрации изменений по форме 10 на обложках и титульных листах.

Добавлен новый абзац:

«В таблице регистрации изменений не учитывают исправления, внесенные в ведомость «Состав проектной документации» в связи с изменениями в других томах проектной документации».

Пункт 7.4.7

Это новое положение:

«7.4.7 При выполнении дополнительных томов проектной документации вносят исправления в ведомость «Состав проектной документации».

Сведения об изменениях ведомости «Состав проектной документации» в содержании тома не приводят».

Пункт 7.4.8

Добавлены подчеркнутые слова:

«7.4.8 Изменения в утвержденную проектную документацию, связанные с изменением параметров объекта строительства, влияющих на его конструктивную надежность и безопасность, и необходимостью переутверждения проектной документации, вносят по решению заказчика на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвержденному заданию на проектирование».

Подраздел 7.4 «Особенности внесения изменений в рабочую документацию»

Пункт 7.5.3 (7.1.3.16)

Пункт дополнен абзацем:

«При внесении изменений рукописным способом номера и наименования аннулированных листов в ведомости рабочих чертежей зачеркивают, автоматизированным способом – графу «Наименование» для аннулированных листов не заполняют».

Пункт 7.5.4 (новый)

«7.5.4 При внесении изменений в документы основного комплекта, оформленного отдельными документами, вносят соответствующие исправления в ведомость документов основного комплекта рабочих чертежей».

Пункт 7.5.5 (7.1.3.18)

Исправлена ошибка. Пункт приведен в формулировке ГОСТ 21.101-97:

«7.5.5 При выполнении дополнительных и аннулировании ранее выполненных прилагаемых документов, вносят исправления в раздел «Прилагаемые документы» ведомости ссылочных и прилагаемых документов соответствующего основного комплекта рабочих чертежей».

Эта ведомость не предназначена для отслеживания изменений в документах, записанных в нее. Иначе получается, что создается новая версия основного комплекта, когда в него вообще не вносили никаких изменений, а изменения были только в документах не входящих в основной комплект!

Версии прилагаемых документов не связаны с версиями основного комплекта.

То же самое в п. 7.5.6 (7.1.3.19). В ведомости основных комплектов не отражаются сведения о версиях основных комплектов, записанных в эту ведомость – приводятся сведения только о выполнении дополнительных и аннулировании ранее выполненных основных комплектов рабочих чертежей!

Пункт 7.5.7 (7.1.3.22)

Пункт дополнен подчеркнутыми словами:

«7.5.7 В таблицах изменений на листах общих данных исправления, внесенные в ведомости общих данных в связи с внесением изменений в листы основного комплекта и прилагаемые документы, не учитывают как участки изменений в соответствии с 7.3.11».

Раздел 8 «Правила оформления сброшюрованной документации»

Пункт 8.5

Положения этого пункта стали «рекомендуемыми». Вместе с тем, в стандарте теперь приведено (в п.8.6), каким образом заполнять содержание при отсутствии дополнительной сквозной нумерации листов.

Пункт 8.6

В этом пункте записано:

«Графические документы проектной и отчетной технической документации по результатам инженерных изысканий записывают полистно».

Приведены правила заполнения содержания:

«В графах содержания указывают:

  • - в графе «Обозначение» – обозначение документа;
  • - в графе «Наименование» – наименование документа в полном соответствии с наименованием, указанным в основной надписи или на титульном листе;
  • - в графе «Примечание» – сведения об изменениях, вносимых в записанные документы, а также, номер листа тома по сквозной нумерации листов тома в соответствии с 8.5, с которого начинается документ.

Если сквозную нумерацию не выполняют, то в графе «Примечание» приводят общее количество листов каждого документа. В конце содержания приводят общее количество листов, включенных в том (альбом, папку)».

Здесь также нужно отметить, что в приложении В теперь записано, что в форме 2 «Допускается при необходимости включать в ведомости дополнительные графы (колонки), например, «Кол. листов» и т.п.».

Пункт 8.7.

С введением последнего абзаца этого пункта должны прекратиться вопросы и споры о необходимости печатей на титульных листах. Почему-то это было нужно для изыскательской документации и не нужно (если точнее - не было установлено) для проектной и рабочей.

Раздел 9 ГОСТ Р 21.1101-2009 не включен в проект нового стандарта.

Предлагается разработать отдельный национальный стандарт или свод правил. Этот раздел не являлся требованиями к проектной документации - в нем были положения (правила) по повторному использованию уже разработанной документации. Оставлять его в существующем виде было нельзя, т.к. он ничему не соответствует. Кроме того, имеется законопроект о повторном применении иностранной проектной документации, что также должно быть учтено в новом документе о документации повторного применения.

Приложение А

Добавлено примечание о возможности обозначения шифров разделов буквами латинского алфавита.

Номера разделов 101 и 111 даны по проекту изменения постановления Правительства № 87.

Даны рекомендации по допускаемому написанию этих странных номеров разделов:

«Допускается номера разделов 101 и 111 приводить в виде 10(1), 11(1) или 10-1, 11-1». То есть можно приводить любой вариант, но варианта с точкой не должно быть, т.к. согласно п.4.1.3 получается, что это будет обозначение части 1 раздела 10 или 11, а не номер самостоятельного раздела.

Приложение Б

Марки рабочей документации приведены (попытались привести) в последовательности, соответствующей разделам и подразделам проектной документации.

Добавлено примечание о возможности обозначения марок основных комплектов буквами латинского алфавита.

Обозначение марок основных комплектов латиницей возможно по двум вариантам:

1) когда в марках используются буквы, совпадающие в русском и латинском алфавитах (например, АР, ВК, НВК, ТС и др.), то транслитерация русского обозначения не производится. Новые марки латинскими буквами присваиваются только в тех случаях, когда в марку входят русские буквы, отсутствующие в латинском алфавите (Б, Г, Д, Ж, З, П, Э и др.);

2) когда все марки обозначают латинскими буквами без учета совпадений букв, а, например, исходя из английского перевода названия марки.

Всё это допускается устанавливать по усмотрению проектной организации в стандартах организаций.

Приложение Г

В указаниях по заполнению ведомостей общих данных приведены положения, допускающие изменение размеров граф форм этих ведомостей, а также возможность приведения дополнительных граф (колонок).

В пояснении по заполнению ведомости документов основного комплекта (п.Г.5) приведено следующее:

«Для графических документов, состоящих из нескольких листов, приводят также наименования изображений, помещенных на каждом листе, в соответствии с наименованиями, приведенными в основной надписи листа».

Это означает, что на первом листе документа основного комплекта не нужно приводить ведомость рабочих чертежей документа, как это было предусмотрено в ГОСТ 21.607-82. Далеко не все документы основного комплекта являются графическими. Для текстовых доку¬ментов достаточно привести количество листов этого документа в графе «Примечание».

Приложение Е

Введены два новых сокращения:

Аннулирован - Аннул.

Уровень грунтовых (подземных) вод – УГВ.

Было предложение сократить «аннулирован» до «Анн.», но это не соответствует п. 6.5 ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила». Принято сокращение, подобное сокращению слова «аннотация» - «аннот.»

Изменены сокращения:

Коэффициент» - коэф.; (6.5 Если отсекаемой части слова предшествует удвоенная согласная, при сокращении следует сохранить одну из согласных).

Коэффициент полезного действия – КПД.

Уровень чистого пола – УЧП.

Приведено следующее примечание:

«Сокращения слов, указанные в данной таблице и ГОСТ 2.316, допускается использовать в текстовых документах, содержащих текст, разбитый на графы».

Приложение Ж

Следует обратить внимание на то, что количество строк в графах «согласовано» на левом поле листа уменьшено до трех, т.к. поступали замечания, что слово «согласовано» не пропечатывается на некоторых типах принтеров. Следует отметить, что так же было сделано в аналогичном украинском стандарте 2009 г.

В указания по заполнению графы 2 добавлены подчеркнутые слова:

«- в графе 2 – наименование предприятия и, при необходимости, его части (комплекса),». Далее - по тексту.

Указания по заполнению графы 4 дополнены тремя положениями, которые практически всеми выполняются, но не были описаны в стандарте:

«Если на листе помещено одно изображение, допускается его наименование приводить только в графе 4.

На листе (листах) общих данных по рабочим чертежам в графе записывают «Общие данные».

В случае, предусмотренном в 5.2.3, в графе 4 приводят наименование документа или нетипового изделия».

Указания по заполнению графы 10 существенно переработаны. В последнем абзаце изменен порядок следования «наиболее значимых листов», т.к. из прежней редакции почему-то делался вывод, что ГИПы подписывают все листы графической части проектной и документации:

«В нижней строке приводится должность лица, утвердившего документ, например, главного инженера (архитектора) проекта, начальника отдела или другого ответственного за данный документ (лист) должностного лица.

Подписи лица, ответственного за подготовку проектной или рабочей документации (главного инженера (архитектора) проекта), являются обязательными на листах общих данных по рабочим чертежам, наиболее значимых листах графической части проектной документации и рабочих чертежей».

В примечании к пояснениям по заполнению основных надписей добавлено «например, 06.02.12». Это должно пояснить, что такое «календарная дата» и формат заполнения графы «Дата».

Предусмотрена возможность выполнения («при необходимости») в основной надписи дополнительной графы 27 (над графой 1) для приведения наименования организации - заказчика. Сейчас во многих случаях для этого используют графу 2. Эта графа ни в коем случае не является обязательной – она вводится «при необходимости», которую устанавливает для себя сама проектная организация. Аналогичная графа предусмотрена в конструкторском ГОСТ 2.104-2006 – и также «при необходимости».

Приложение И

Добавлен рисунок И.2, на котором приведен допускаемый вариант расположения основной надписи для формата А.4 (см. 5.2.1). Обращаем внимание, что поле для подшивки все равно остается по длинной стороне листа.

Приложение К

Указания по заполнению графы «Наименование» существенно дополнены.

Приложение Л

Несколько изменены формы 9 и 9а – изменились размеры и расположение граф 2 и 3. Они стали более удобными для заполнения.

Приложения Н и П

В новой редакции стандарта приведены отдельные формы для обложки и титульного листа. Формы титульного листа и обложки дополнены полями для записи данных о свидетельстве СРО и, при необходимости, наименования организации-заказчика.

(Под «заказчиком» здесь понимается не обязательно «технический заказчик» (по ГрК), но и генпроектировщик) – для субподрядчика.

В указаниях по заполнению титульного листа и обложки исправлено перечисление, относящееся к заполнению поля «Номер тома». Теперь оно приводится в следующем виде:

«- номер тома по ведомости «Состав проектной документации» или «Состав отчетной документации по результатам инженерных изысканий» (при наличии)».

Указания по заполнению обложки и титульного листа дополнены следующим пояснением:

«размеры полей устанавливают произвольно; линии полей, указанные в форме, не наносят; номера и наименования полей не указывают».

2

День добрый! Хочу задать вопрос, который уже давно мучает, и ответ на который все дают по-разному. Какое отличие между понятиями "часть" и "книга"?

В ГОСТ Р 21.1101-2013 написано:

"Если раздел делят на части, то обозначение части составляют из обозначения раздела, к которому добавляют номер части.

Примеры

1 2345-ПЗ - Раздел 1. Пояснительная записка.

2 2345-ПЗУ1 - Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка. Часть 1. Общие сведения.

3 2345-ПЗУ2 - Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка. Часть 2. Решения по внутреннему железнодорожному транспорту.

Если часть делят на книги, то обозначение книги составляют из обозначения части, к которому через точку добавляют номер книги."

То есть, как я понимаю что это просто структурные единицы деления раздела (так же как в текстовых частях раздел делится на подраздел, пунты, подпункты)? Никакой смысловой нагрузки в этом нет?

Просто многие считают и активно спорят, что СМЫСЛОВАЯ разница есть, что вот в данном случае это КНИГА (допустим "Раздел 12 Иная документация" - все, что в него входит - ГОЧС, СМИС и другое - формально нельзя назвать подразделом, этого нет в Постановлении 87) а в другом это ЧАСТЬ (если, грубо говоря, один раздел разбит на текстовую часть и графическую, скомплектованные в разные тома)...

По последнему объекту делала состав ПД,каждый раздел поделен на тома по зданиям. Шифры отличаются номерами зданий, поэтому не стала шифровать АР1, АР2, но подписала, например:

065.01:01.99.05-АР Часть 1. Здание Х

065.01:01.99.06-АР Часть 2. Здание У

А там где необходимо разделить по одному зданию том еще на несколько "частей" - это уже у меня книги...

Часть 1. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

065.01:01.99.05-СМИС Книга 1. Здание Х

065.01:01.99.06-СМИС Книга 2. Здание У

065.01:01.99-1-ГОЧС Часть 2. Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по воздействию терроризму. (1 очередь)

У ГИПа большие сомнения в верности моего решения, просит убрать слово "Части". Объясняет тем, что проверяющие увидят "Часть 1" и начнут искать "Часть 2" для этого же здания.

Помогите разобраться с этим вопросом, пожалуйста!

3

Ксения, в данном случае лучше прислушаться к ГИПу, так как в его обязаности входит компановка документации для ее отправки и согласования. Обычно большие тома/комплекты делят на части, и естественно при наличии Части 1 будут искать Часть 2. См. п. 4.1.1.

При большом объеме (в бумажной форме) раздела или подраздела, а также, при необходимости, в других случаях (например, при привлечении субподрядчиков) допускается разделять его на части, а части, в случае необходимости, на книги. Каждую часть и книгу комплектуют отдельно. Всем частям и книгам дают наименования, отражающие содержание частей или книг. Подразделам, частям и книгам присваивают порядковые номера арабскими цифрами в пределах, соответственно, раздела, подраздела или части.

4

Иван Юрьевич, это понятно что при большом объеме тома его делят на части. Но это и делается фактически в нашем случае, допустим, раздел архитектурные решения разбит на части по зданиям. Если выполнять это все одним томом, то будет слишком большой объем. По ГОСТ Р 21.1101 мы должны, по-идее, присваивать томам обозначение АР.1, АР.2 и т.д. Но в моем случае шифры не совпадают из-за номера здания,и мы решили не "перегружать" обозначение тома. Но в номере тома это все равно отражается - Том 3.1, Том 3.2 и т.д. Что это, если не части?

Я просто хочу знать как ПРАВИЛЬНО, а не кто как там потеряет и кто не так понимает систему СПДС и оформление в частности. В последнее время слишком много допущений уже из-за некомпетентных "строителей-таджиков" и просто людей без специального образования, которые чертежи с трудом читают, и чего только не пишут и не маркируют проектировщики, чтобы на стройке поняли все как надо... Меня вот недавно попросили шифр назначить ИОС1-ЭС, ИОС2-В, ИОС2-К и т.д. с формулировкой "никто не знает все эти ИОСы, а так сразу понятно".

Возвращаясь к моему вопросу - ГИП в случае чего укажет, что нормоконтроль проверял состав ПД и замечаний не было. Есть состав проектной документации - там отражены все тома по проекту. Что можно потерять? А вот оформление - да. В моей практике был случай, когда в экспертизе в СПб ГИП менял титулы только из-за того, что эксперт считал, что это книга, а не часть....Хотя это не относится к безопасности здания)) Может это просто я такая невезучая, но все же хочется знать как надо.

5

Ксения, отвечу на Ваш первый вопрос.

Сразу же хотелось бы отметить насчет ГОЧС и СМИС.

Почему же мероприятия ГОЧС «формально нельзя назвать подразделом»?

Согласно ГОСТ Р 55201-2012 (пункт 4.2) – это именно «подраздел» и никак иначе!

Теперь о СМИС. Согласно ГОСТ Р 22.1.12-2005 (п. 5.10) «СМИС должна разрабатываться в составе раздела (подраздела) проектной документации "перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"».

Согласно ч. 14 ст. 48 Градостроительного кодекса подраздел ГОЧС с 29 ноября 2011 года должен называться «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму», т.е. несколько иначе, чем в ГОСТ Р 55201-2012 (составители которого, почему-то не учли требование закона).

Поэтому правильнее делить этот подраздел на 3 части:
1) Мероприятия ГОЧС;
2) СМИС;
3) Мероприятия по противодействию терроризму.

Далее эти части, если нужно, делятся на «книги».

Сомнения ГИПа по поводу деления подраздела на части, а частей на книги, мне непонятны.

И еще раз хотелось бы подчеркнуть, что термины "том", "часть", "книга" имеют отношение только к комплектованию материалов разделов и подразделов проектной документации в бумажной форме.

А там где необходимо разделить по одному зданию том еще на несколько "частей" - это уже у меня книги...

"Том" ни на что не делится! "Том" - это сброшюрованные материалы, т.е. вид комплектования (переплета).

6

Спасибо за Ваш ответ, значит я все разбила правильно (Ваши замечания я учла).

По поводу "Почему же мероприятия ГОЧС «формально нельзя назвать подразделом»?" - я имела в виду то, что я раньше в составе ПД указывала:

"Раздел 12 Иная документация .... Подраздел 1 Мероприятия ГОЧС".

Мне эксперт сделал замечание, что в Постановлении 87 нет слова ПОДРАЗДЕЛ для Раздела 12 (в отличие от, например, Раздела 5, где прям прописано это слово). Заставил написать вместо "Подраздела" - "Книга". Ну а я теперь выяснила, что правильно писать вообще "Часть".

7

Добрый день! Хотелось бы уточнить - очень часто (практически во всей тендерной документации и на просторах интернета повсюду) встречается понятие "проектно-сметная документация" (ПСД). В чем его отличие от понятия "проектная документация"? Ведь в проектную документация в соответствии с Постановлением 87 уже разделом 11 включены сметы.

Просто читала комментарии экспертов нормы и наткнулась на фразу:

" ГОСТ 34.201-89 довольно старый и в нем не учтена новая терминология Градостроительного кодекса и Постановления Правительства № 87. Тем не менее, таблицей 2 ГОСТ 34.201-89 можно руководствоваться.

Из этой таблицы видно, что большая часть документации по созданию автоматизированной системы не относится к "проектно-сметной документации" (в настоящее время - проектной документации)."

Выходит, понятие проектно-сметная документация употреблять некорректно?

8

Ксения, добрый день!

По поводу Выходит, понятие проектно-сметная документация употреблять некорректно?

Получается, что так.

Понятие «проектно-сметная документация» - из СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

Согласно этому СНиПу проектно-сметная документация разрабатывалась (технико-экономических обоснованиях (ТЭО) или технико-экономических расчетах (ТЭР) строительства) в две стадии - «проект» и «рабочая документация», или в одну стадию – «рабочий проект».

С 1 июля 1995 г. взамен СНиП 1.02.01-85 был принят СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

В этом документе понятие «проектно-сметная документация» уже не употреблялось.

Согласно СНиП 11-01-95 проектная документация разрабатывалась на основе предпроектной документации («обоснований инвестиций») в две стадии – «технико-экономическое обоснование (проект)» и «рабочая документация» или в одну стадию – «рабочий проект».

С 2008 г. взамен СНиП 11-01-95 действует ПП 87, в котором понятие «стадия» отсутствует, а под «проектной документацией» теперь понимается только лишь бывшая стадия «технико-экономическое обоснование (проект)». Никакого "рабочего проекта" нет.

Кроме того, в ПП 87 нет никакого упоминания о более ранних этапах проектирования (предпроектной документации).

9

День добрый!) Подскажите, пожалуйста, можно ли для ПДФ-версии томов проектной документации использовать для оформления титульного листа скан подписи и скан печати организации, обработанные в фотошопе для реалистичности?

Понятное дело, что для копий будут использоваться РЕАЛЬНЫЕ подписи и печать, просто сканировать титулы и сшивать в ПФД достаточно долго - объект большой. Можно ли выйти из ситуации таким образом?

10

Ксения, не очень понятно про "понятное дело". Где в стандарте написано, что на копиях должны быть реальные (видимо, подлинные?) подписи?

Я не очень понимаю первое предложение. Для чего всё это, включая фотошоп? Не проще ли отсканировать в цвете просто подлинник титульного листа с подписями и печатью?

Цветная копия практически неотличима от подлинника.

11

По порядку:

1. "Где в стандарте написано, что на копиях должны быть реальные (видимо, подлинные?) подписи?" - Этого нигде не написано, написано только про "титульные листы, заверенные печатью организации", НО это прям камень преткновения для заказчиков... Можно доказывать и доказывать правду, НО им так спокойнее, и они прям настаивают на этом все время. Легче их поставить, чем тянуть время, как показывает практика.

2. "Для чего всё это, включая фотошоп? Не проще ли отсканировать в цвете просто подлинник титульного листа с подписями и печатью?" - Не проще, потому как очень много объектов и сжатые сроки. Я потому и спрашиваю, можно ли подготовить очень реалистичные ПДФ-версии томов с ненастоящей печатью и подписью. Они будут выглядеть совсем как оригинал, но это будет не скан настоящего титула, конечно. Фотошоп упомянула, потому что обработанная подпись в данной программе выглядит как настоящая. А вот векторизованные подписи из автокада - они очень ненатурально смотрятся. То есть вся эта затея для того, чтобы максимально приблизиться к оригиналу. Меня просто интересует правомерность данного действия.

12

Ксения, Вас интересует правомерность подделки подписи через програмное обеспечение? Подделка и введение в заблуждение в заказчика (преднамерено выдать вместо оф. печати не действительные копии)?

Заказчик от Вас вправе требовать заверенные печатью фирмы копии. Причем, если документация сброшюрована - то лишь на первом листе, если нет - то на каждом.

13

NATA, я спрашиваю только про ПДФ-версию. Копии в бумаге будут заверены в установленном порядке НАСТОЯЩЕЙ печатью.

14

Ксения, в стандартах ЕСКД и в СПДС речь идет о подписях на подлинниках бумажных документов.

Много лет назад, когда были кальки и "синьки", никому в голову не приходило, что на "синьках" нужны подлинные подписи или их нужно как-то заверять.

Что же случилось сейчас с заказчиками?

В вопросе речь идет об элементарной подделке подписей. Какая тут может быть "правомерность"?

16

Ксения, и в дополнение к этому вопросу.

Термины "подлинник", "копия" и т.п. приведены в ГОСТ 2.102-2013 (таблица 2) . Даже электронная копия должна быть подписана электронными подписями.

Отсканированная документация, в общем-то, не является "документом" - это просто "документация в электронной форме".

Согласно приказу Минстроя от 21 ноября 2014 г. № 728/пр для документации, передаваемой на госэкспертизу, вместо ЭП допускается выпуск "информационно-удостоверяющих листов".

17

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, как поступать в следующей ситуации. В томе был аннулирован документ без замены, т.е. часть листов убрали из тома, поставили штамп «Аннулировано» и сдали в архив. Таким образом, в сквозной нумерации листов по тому (т.е. нумерации по верху) часть номеров листов ушла с аннулированным документом.

Впоследствии при внесении очередного изменения в этот том появилась необходимость вставить новый документ (с другим шифром). Имеем ли мы право, вставляя вновь разработанный документ, использовать номера по верху аннулированных ранее листов. Или у вновь вшитых листов нового документа должна быть последующая нумерация.

18

Наталья, добрый день!

В стандарте речь идет о внесении изменений в отдельно взятый документ, а том - это сборник документов.

О сквозной нумерации листов написано в разделе о комплектовании копий документации, передаваемых заказчику.

Я не люблю отвечать на вопросы о сквозной нумерации, поскольку мне непонятна ее необходимость. Во всех ссылках в документах, включенных в том, нужно ссылаться на номера листов документов в ОСНОВНОЙ НАДПИСИ.

При обсуждении проекта стандарта, в котором это положение было исключено, было написано, что без этой нумерации "в архиве не смогут сложить томик".

Если учитывать эту логику, то при формировании каждой новой версии тома эту сквозную нумерацию нужно обновлять - иначе ведь не сложат.

Но в машиностроении, например, обходятся без этой второй нумерации, поскольку в ГОСТ 2.105-95 (п.4.3.14) о ней нет ни слова.

Я последовательный сторонник исключения этого положения из стандарта, но не всё зависит от моего мнения.

19

Никлоай Иванович!

Для рабочей документации цитирую обсуждение: «Если аннулируются прилагаемые документы, то в новых общих данных они просто исключаются…»

А если аннулируется какой-либо документ в томе проектной документации – (например - исходные требования, расчет (мы прикладываем по требованию заказчика) и т.п.), то при замене ведомости «Содержание тома» эти документы тоже можно исключить из нее или убрать только наименование и в графе «Примечание» писать «Изм.1 (Аннул.?)

20

Наталья, брошюрование докментации подразумевает под собой, что Вы собираете комплект из нескольких разных документов. Вы можете брошюровать как Вам удобно. Но когда вы складываете этот комплект, Вы обязательно должны приложить содержание - как в книге с главами. Сквозная нумерация нужна для контроля содержания листов - чтобы каждый лист был на своем месте, чтобы присутсвовали все документы. Именно поэтому допускается не ставить сквозную нумерацию в верхнем правом углу на самих листах документов, но тогда надо проставлять кол-во листов самого документа в содержании.

Если отвечать на Ваш вопрос, то да, содержание просто меняется, и эти документы не просто можно, а нужно убирать, причем даже без пометок в штампе содержания новый, изм1... и прочее.

Содержание - это просто перечень документов, который прилагается так же если вы не сшиваете альбомы, а складываете просто в папку.

21

Здравствуйте!

В ГОСТ Р 21.1101-2013 написано:

"5.3.4 Обозначение координационных осей, как правило, наносят по левой и нижней сторонам плана здания и сооружения."

Зависит ли при этом расположение главного фасада здания? Если нет, то план на листе может быть развернут на 180 градусов?

Ранее практиковалось (может быть просто было общепринято) главный фасад ставить на передний план, т.е. оси (цифровые и буквенные) в левом нижнем углу главного фасада начинали свой отсчет. А сейчас архитекторы выполнили планы с ориентацией на противоположный фасад и говорят, что это вполне допустимо.

Подскажите, пожалуйста, есть ли где-нибудь в НД упоминание об этом?

22

Ксения, добрый день!

Чертежи АР в основном комплекте размещают в порядке, установленном в ГОСТ 21.501-2011.

Так вот в начале приводят "планы" этажей. Они главные. Фасады приводят после разрезов.

Оси здания (см. ГОСТР 21.1101-2013) назначают в соответствии с его планом и никак иначе. Названия фасадов ("Фасад А-Г", Фасад 1-10") приводят в соответствии с обозначениями осей здания на плане.

План на листе размещают длинной стороной вдоль нижней кромки листа, т.е. горизонтально. Это вытекает из требований к обозначению осей в соответствии с их количеством.

" 5.2.2 ...Цифрами обозначают координационные оси по стороне здания и сооружения с большим количеством осей".

"5.3.3 Последовательность обозначений координационных осей принимают по плану, как показано на рисунке 1а: цифровые оси - слева направо, буквенные оси - снизу вверх".

Оси назначает архитектор, в соответствии с требованиями, указанными выше.

Какая-либо зависимость назначения осей здания от расположения здания на генплане в действующих стандартах не установлена.

На плане здания главный фасад должен быть внизу (если, конечно, он по длинной стороне здания) - по оси А. Т.е. это "Фасад 1-10".

23

"На плане здания главный фасад должен быть внизу (если, конечно, он по длинной стороне здания) - по оси А. Т.е. это "Фасад 1-10"." - это где-то прописано? Мы считаем главным фасадом тот, в котором расположен главный вход (крыльцо) допустим. Но данный фасад показан в АР как "Фасад 10-1". А "Фасад 1-10" у нас по противоположной стене здания получился.

24

Ксения,

Открываем ГОСТ 2.305-2008.

На него имеется ссылка в ГОСТ Р 21.1101-2013.

Пункт 5.1. Вид спереди (главный вид).

На виде сверху (т.е. на "плане") главный вид будет снизу.

Что здесь еще можно сказать. Если расположили как попало, то не ищите среди фасадов "главный".

25

Здравствуйте!

Предложение по внесению изменений в пункт 8.5
ГОСТ Р 21.1101-2013

В соответствии с п.8.5 ГОСТ Р 21.1101-2013 все листы сброшюрованного тома проектной документации рекомендуется нумеровать сквозной нумерацией листов в правом верхнем углу рабочего поля листа, начиная с титульного листа. Данная нумерация предназначена для облегчения комплектования тома и учета общего количества листов.

При комплектовании нескольких документов в виде тома после титульного листа приводят содержание, в котором в графе «Примечание» указывают номер листа тома (по сквозной нумерации), с которого начинается каждый документ.

Хочется отметить, что ГОСТ Р 21.1101-2013 предложена альтернатива сквозной нумерации в п.8.6:

«Если сквозную нумерацию не выполняют, то в графе «Примечание» приводят общее количество листов каждого документа. В конце содержания приводят общее количество листов, включенных в том (альбом, папку)».

На практике же Заказчики хотят видеть тома со сквозной нумерацией.

Если при внесении изменений в проектную документацию изменяется количество листов какого-либо документа, входящего в том, то возникают проблемы со сквозной нумерацией. При добавлении новых или аннулировании листов она сбивается. Данная нумерация не предусматривает пропуска в номерах листов или дополнительных номеров с применением букв русского алфавита, поэтому проектировщикам приходится исправлять номера в верхнем правом углу всех последующих документов тома.

Удобнее было бы отказаться от сквозной нумерации листов и приводить в Содержании тома общее количество листов тома и каждого документа в отдельности (согласно п.8.6).

Тем более, что на стадии «Проектная документация» каждый текстовый и графический документ, включенный в том, имеет самостоятельное обозначение и свою порядковую нумерацию в пределах документа, которые указываются в основной надписи. Комплектование тома без сквозной нумерации сложностей не вызывает, т.к. происходит по Содержанию тома, в котором последовательно записаны обозначения и наименования документов.

Елена

26

Как я понимаю, эта нумерация должна "умереть" в условиях сдачи на экспертизу ПД только в электронном виде.

Ведь это требование относится только к комплектованию томов на бумажном носителе.

27

Елена,

Почему нельзя воспользоваться п.7.3.17 ГОСТ Р 21.1101-2013

"7.3.17 При добавлении нового листа текстового документа допускается присваивать ему номер предыдущего листа с добавлением очередной строчной буквы русского алфавита или через точку арабской цифры, например 3а или 3.1."?

28

Наталья, Потому что сквозная нумерация делается сквозной во всем документе и идет без букв или точек. Этот пункт относится к нумерации листов в штампе. Сброшюрованная документация описывается в разделе 8.

29

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, при внесении изменений в рабочие чертежи автоматизированным способом на листах общих данных в ведомости рабочих чертежей допускается приводить сведения только о последнем изменении листов основного комплекта (7.5.2)

А в таблице регистрации изменений на листах общих данных можно тоже приводить сведения только о последних изменениях или необходимо указывать все изменения? ("5.2.6 Таблицу изменений в основной надписи (графы 14-19) при необходимости допускается продолжать вверх или влево от основной надписи").

Спасибо

30

Еще раз, добрый день!

В ГОСТ 21.1101-2009:

7.1.3.20 Изменения, внесенные в подлинник, указывают в таблице изменений, помещенной в основной надписи, а при недостатке места - в дополнительной таблице к ней (см. 5.2.5).

В первой снизу строке таблицы изменений каждого листа нового подлинника допускается приводить запись только о последней замене данного листа.

В ГОСТе 2013 года этой записи нет. Допускается ли в таблице изменений приводить запись только о последней замене?

Спасибо

31

Добый день, SvCh

в ГОСТ Р 21.1101-2013 написано

7.3.19 Данные об изменениях, внесенных в подлинник, указывают в таблице изменений, помещенной в основной надписи (при ее наличии), а при недостатке места - в дополнительной таблице к ней (см. 5.2.6).

В новой (измененной) версии ДЭ в таблице изменений указывают данные только о последнем изменении. И есть комментарий к ГОСТ от Нормы, в котором говорится:

Здесь нужно пояснить слова о дополнительной таблице для внесения изменений (см. 5.2.6). Это продолжение таблицы нужно только лишь при внесении изменений рукописным способом.

Что бы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Другие обсуждения

Предложения по актуализации стандартов по СПДС

по п.1. Данная рамка была сделана давно, а в примечании 4 к приложению Ж в п.4 написано "Допускается, при необходимости, изменять расположение и размеры дополнительных граф, размещаемых на поле для подшивки, в соответствии с ГОСТ 2.004.". Поэтому менять не стали. Замечаний от экспертизы по этому поводу не получали.

по п.2. Это вопрос к разработчикам ГОСТ 21.1101-2013. В нем черным по белому в таблице А.1 приложения А указана та последовательность разделов, которая в составе проекта нашего шаблона (см. текст, выделенный желтым цветом).

alinka024

Пользователь, 13 октября 2017

10
Новый шифр спецификации оборудования СО

Андрей, возможно, но все-таки во втором абзаце они дают четкую информацию, ГОСТ Р 21.1101-2013. Да и если брать другие ГОСТы, по вентиляции, электрике и т.д., везде указан шифр - С. Поэтому на мой взгляд, не стоит обращать внимание на ГОСТ 21.110-2013, так как в большинстве ГОСТов шифр С

icecool

Пользователь, 12 октября 2017

18
Рамки

Добрый день!

А нормируется ли расстояние от текстовой части до рамки листа в графических документах?

В ГОСТ 2.105 в общих требованиях для текстовых документов: "Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм"

В ГОСТ 2.316 ПРАВИЛА НАНЕСЕНИЯ НАДПИСЕЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ И ТАБЛИЦ НА ГРАФИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ, п. 4.10: "Текстовую часть располагают над основной надписью и выполняют в соответствии с ГОСТ 2.105"

Спасибо!

SvCh

Пользователь, 12 октября 2017

2
  Показать полностью

По теме этого документа