Все обсуждения

ГОСТ Р 1.4 (проект, первая редакция). Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Основные положения. Требования к построению, содержанию, оформлению, обозначению и обновлению

  Показать описание и файлы проекта

Обсуждения

Приглашаем обсудить проект ГОСТ Р по требованиям к содержанию, оформлению стандартов организаций.

Публичное обсуждение проекта взамен ГОСТ Р 1.4-2004 продлится до 06 июля 2019 г.

Согласно федеральному закону «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ стандарты организаций являются документами по стандартизации, которые утверждаются юридическими лицами для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг (ст.2 п.13).

Пересмотр ГОСТ Р 1.4-2004 вызван необходимостью учёта положений федерального закона № 162-ФЗ, а также в целях регламентации требований к построению, содержанию, оформлению, обозначению и обновлению СТО с учётом установившейся практики их разработки.

1

Отзыв

АО «НПФ «ЦКБА»

на первую редакцию проекта национального стандарта

ГОСТ Р 1.4 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Основные положения. Требования к построению, содержанию, оформлению, обозначению и обновлению»

Структурный элемент стандарта

Замечание,

предложение

Предлагаемая редакция

Титульный лист и лист 1, наименование стандарта

В соответствии с ФЗ «О стандартизации в РФ» в наименовании должно быть указано не «Требования к построению, содержанию …», а «Рекомендации к построению, содержанию …»

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

Основные положения. Рекомендации к построению, содержанию, оформлению, обозначению и обновлению

Введение, третий абзац

Вместо «…действующие внутри организации, включая правила…» должно быть «… действующие в организации-разработчике и в других заинтересованных организациях, включая правила …».

Стандарты организаций, особенно касающиеся общетехнических вопросов, и формирующих систему стандартов отраслевого назначения могут применяться любой заинтересованной организацией. Например, система СТО «Газпром», или «Арматура трубопроводная». Эти стандарты не являются «действующими внутри организации», а могут применяться любой организацией соответствующей отрасли или смежных отраслей.

Это соответствует 162-ФЗ, статья 2, 13), а также соответствующее предложение было внесено ЦКБА к 1 редакции изменения № 1 ГОСТ Р 1.12 и принято ТК 12.

Например:

- СТО Газпром 2-5.1-148-2007 «Методы испытания сталей и сварных соединений на коррозионное растрескивание под напряжением»

и многие другие используются не только разработчиками, но и во всех организациях ПАО «Газпром», а также в заинтересованных организациях других отраслей;

- СТ ЦКБА 103-2011 «Арматура трубопроводная. Пассивирование заготовок, отливок, узлов и деталей из коррозионностойких сталей и сплавов»

и многие другие используются не только в АО «НПФ «ЦКБА», но и на всех предприятиях арматурной отрасли.

В виде стандарта организации могут быть оформлены правила и требования, действующие в организации-разработчике и в других заинтересованных организациях, включая правила разработки и применения документации, требования к производственным процессам, правилам приёмки покупных изделий, требования по оказанию услуг, требования по управлению качеством продукции и др.

Введение, четвертый абзац

Привести в соответствие с ФЗ «О стандартизации в РФ»

Согласно указанному закону, стандарты организации должны разрабатываться с учётом соответствующих документов национальной системы стандартизации (ст.21 ч.2). Настоящий стандарт, устанавливает рекомендации к построению, содержанию, оформлению, обозначению и обновлению стандартов организации.

Введение, пятый абзац

Считаем правильнее не «…в целях регламентации требований к построению, …», а «…в целях регламентации рекомендаций к построению, …»

Пересмотр ГОСТ Р 1.4-2004 вызван необходимостью учёта положений федерального закона № 162-ФЗ, а также в целях регламентации рекомендаций к построению, содержанию, оформлению, обозначению и обновлению СТО с учётом установившейся практики их разработки.

1 Область применения

Привести в соответствие с ФЗ «О стандартизации в РФ»

Настоящий стандарт устанавливает общие рекомендации к построению, содержанию, оформлению, обозначению и обновлению стандартов организаций, а также к проведению экспертизы и согласования их проектов.

Примечание — Порядок разработки, утверждения, учёта, принятия и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно согласно статье 21 федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Настоящий стандарт не распространяется на действующие стандарты организаций, которые утверждены до введения его в действие. Действующие стандарты организаций могут быть приведены в соответствие требованиям настоящего стандарта в случае их пересмотра по усмотрению организации-разработчика

3.1.17

Заказчик заказывает и получает не только услугу, но и продукцию. Нельзя ограничивать стандарт только услугами, так как это противоречит 162-ФЗ.

ГОСТ ГГГ

заказчик: Организация или лицо, заказывающее и получающее продукцию или услугу.

[ГОСТ Р 54930-2012, пункт 3.5]

3.1.20

Исполнитель по договору не только оказывает услуги, но и разрабатывает, изготавливает и поставляет продукцию

3.1.20 договор: Соглашение, которым исполнитель принимает на себя обязательство разработать, изготовить и/или поставить продукцию или оказать услугу потребителю (заказчику).

4.1

Объектами стандартизации могут быть процессы … не только для собственных нужд, но и для сторонних организаций.

4.1 Объектами стандартизации в СТО могут быть процессы (работы), услуги, продукция (в том числе для собственных нужд организации) и документы. При этом разрабатывают:

- СТО, формирующие систему отраслевой стандартизации, в виде общих технических требований к продукции, материалам, технологическим процессам

- СТО на процессы, выполняемые организацией для собственных нужд и для сторонних организаций;

- СТО на услуги, оказываемые для собственных нужд и для сторонних организаций;

- СТО на социальные услуги населению;

- СТО на продукцию, изготовляемую и приобретаемую для собственных нужд организации и для сторонних организаций;

- СТО на документацию, используемую для собственных нужд и для взаимодействия со сторонними организациями;

- другие СТО по решению организации.

4.6

Опечатка во втором абзаце

К основным видам социальных услуг согласно ГОСТ Р 52143 отнесены:

4.7

По второму абзацу: считаем, что на продукцию для других организаций разрабатывается не только ТУ – может разрабатываться и СТО.

На продукцию, поставляемую другим организациям, следует разрабатывать СТО или ТУ согласно ГОСТ Р 1.3-2018.

4.8

Во втором абзаце опять указано только оказание услуг – принципиальная ошибка данного ГОСТ Р

В виде СТО могут быть оформлены такие документы, как руководства, правила, инструкции, методики и тому подобные, которые регламентируют процессы изготовления продукции, выполнение технических расчётов, технические требования и т. д., а также процессы оказания услуг, определяют методы (способы) их предоставления и контроля.

4.16

СТО – один из документов системы стандартизации (см. 162-ФЗ, статья 2, 13) и статья 14), а не внутренний документ организации

4.16 СТО, разработанный и утвержденный одной организацией, может применяться в других организациях. Учтенная копия СТО предоставляется любой заинтересованной организации по договору с разработчиком.

5.2.3

Добавить: «Вместо слова «организации» целесообразно указать сокращенное наименование организации.»

5.2.3 Наименование вида документа «Стандарт организации», наименование стандарта, его обозначение рекомендуется выделять полужирным шрифтом. Вместо слова «организации» целесообразно указать сокращенное наименование организации.

5.4

Вводить «Содержание» при объёме текста больше 24 листов должно быть только рекомендуемым, по усмотрению разработчика. Иногда вводят «Содержание» при объёме свыше 30 страниц.

Элемент «Содержание» рекомендуется приводить, если объём СТО превышает 24 страницы, а основные нормативные положения включают разделы и подразделы или в случае включения трех и более приложений.

5.7.2

Считаем, что индекс должен определять разработчик стандарта организации.

5.7.2 Для обозначения СТО рекомендуется использовать систему, включающую:

- индекс вида документа «СТО» или «СТ», или другой индекс по усмотрению организации;

5.7.4

Считаем необходимым уточнить формулировку: добавить: «другие обозначения, в том числе» …

5.7.4 По решению разработчика могут использоваться другие обозначения, в том числе ранее присвоенные обозначения СТО, включающие …

5.12.1

Считаем необходимым добавить: … «Рекомендуется учитывать положения ГОСТ 1.5.»

5.12.1 В данном элементе устанавливают основные требования к объекту стандартизации, выполнение которых обеспечит его функциональное назначение. Рекомендуется учитывать положения ГОСТ 1.5.

5.12.7

СТО может распространяться не только на услуги, но и на продукцию, технологию, методы испытаний, расчёты и т.д.

5.12.7 В СТО целесообразно включать только такие требования к продукции и услугам, соответствие которым может быть проверено при приёмке результатов услуги заказчиком.

5.2.8, 5.2.9, 5.2.10, 5.12.12–5.12.14

Во всех этих пунктах опять учтены только услуги, не упомянута продукция (см. замечание выше). Необходимо полностью переделать эти пункты или ввести дополнительные пункты по поводу продукции – на усмотрение разработчика ГОСТ Р 1.4.

5.13.1

Считаем необходимым добавить: … «Рекомендуется учитывать положения ГОСТ 1.5.»

5.13.1 Материалы в виде чертежей, схем, таблиц и т. п., дополняющие содержание СТО, оформляют в виде приложений. Рекомендуется учитывать положения ГОСТ 1.5.

2

dunaevski, большое спасибо за замечания!

4

bakanovaig, добрый день!

Большое спасибо за отзыв! Передали его разработчику.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.