Все обсуждения

  Показать карточку документа

Обсуждения

Обсуждение: СП 50.13330.2012. Тепловая защита зданий

Министру регионального развития РФ

Слюняеву И.Н.

Из различных организаций в наш институт приходят запросы по поводу «Уведомле-ния о начале публичного обсуждения проекта свода правил» (Далее Уведомление). В данном уведомлении указано, что разработан проект Изменения №1 к СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая зашита зданий». В качестве разработчиков в начале были указаны: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), OOО «Научно-исследовательский и проектный институт учебных, общестаанных и жилых зданий» (Орфография сохранена из текста Уведомления), через 10 дней после размещения ООО «…………» было изъято из числа разработчиков дополнения.

НИИСФ РААСН федеральное государственное бюджетное учреждение более пятиде-сяти лет является автором и разработчиком главы СНиП «Строительная теплотехника», ко-торая в 2003 году была переименована в СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». На базе НИИСФ РААСН сложился уникальный коллектив специалистов, способный всесторонне рассматривать вопросы нормирования тепловой защиты зданий. Отечественные нормы по тепловой защите зданий всегда были передовыми в мире и ценились западными специалистами. Впервые в мире, в СССР в 1979 г. были введены нормы по учету влияния теплопроводных включений («мостиков холода») на теплопотери через ограждающие конструкции (большинство Европейских стран и сейчас не полностью решило эту задачу).

С 2010 года специалистами НИИСФ РААСН с привлечением ведущих ученых других институтов выполнял актуализацию СНиП 23-02-2003.Научным руководителем работ по документу является член-корреспондент РААСН, профессор, доктор технических наук Гагарин В.Г. Актуализация выполнялась с широким общественным обсуждением документа. Следует отметить, что данный СНиП затрагивает интересы большого числа строительных организаций и фирм – производителей теплоизоляционных материалов, а также Домостроительных комбинатов на всей территории РФ. В связи с этим по основным вопросам принимались взвешенные и компромиссные решения, с учетом государственной политики в области энергосбережения, коммунального хозяйства и строительства. Проект документа докладывался более чем на 30 специализированных конференциях, по актуализированной редакции было сделано более 20 публикаций в специализированных журналах. Окончательное обсуждение проекта документа проходило 2 ноября 2011 года в НИЦ Строительство (краткий отчет об этом обсуждении был помещен в двух центральных журналах), а также 21 декабря 2011 г. в Минрегионе. На проект редакции было получено 338 замечаний и предложений, которые были полностью или частично учтены. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003 была утверждена Приказом Министра Регионального Развития №265 30 июня 2012 года. В настоящее время документ находится в наборе.

И вот теперь, без уведомления разработчика актуализированной редакции СНиП было разработано Изменение №1 к данному СНиП. Разработчик данного Изменения №1 никому неизвестен, его сайт практически отсутствует и Изменение №1 не вывешено на сайте. Нет данных ни его руководителей и специалистов, кто является авторами изменений. Кроме того не известно на чем основываются предлагаемые изменения, так как не известны предпосылки, их обосновывающие. Само Уведомление о начале публичного обсуждения напечатано с ошибками и официально не рассылается. Изменение №1 предполагает существенное изменение СНиП, вплоть до его названия. И главное оно не прошло той процедуры публичного обсуждения, которую должен проходить такой документ и которую прошел исходный документ.

Текст Изменения №1, который содержится в Уведомлении о начале публичного об-суждения, составлен небрежно и непрофессионально. Он содержит ошибки, как по существу, так и по сути.

Прежде всего, неверно предлагаемое название документа «Требования энергетиче-ской эффективности. Тепловая защита зданий, строений и сооружений» в силу следующих обстоятельств:

1. Предлагаемое добавление к названию «Требования энергетической эффективности» не соответствует Федеральному закону РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно п. 4 статьи 2 этого закона «энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю». Данное понятие является экономическим. Энергоэффективность ничего общего не имеет с предлагаемыми в Изменении №1 требованиями, в которых требуется сокращение потребления энергии. В процессе обсуждения проекта СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» понятие энергетическая эффективность было удалено из Документа и из Приложений к нему.

2. В документе, предлагаемом к изменению, не рассматриваются вопросы тепловой за-щиты строений и сооружений, а рассматривается тепловая защита только зданий. Дело в том, что такие сооружения, как например мосты, в теплозащите не нуждаются, а те сооружения, которые нуждаются в тепловой защите, как например трубопроводы, про-ектируются в соответствии со специальными СП, которые содержат требования к их теплозащите и методы ее расчета и проектирования. Эти объекты проектируются по иным нормативным документам другими специалистами, и объединять нормы и пра-вила проектирования теплозащиты этих объектов в одном документе, по крайней мере, нецелесообразно. Кроме того нарушается принцип гармонизации с аналогичными Ев-ропейскими нормами, в которых также не рассматриваются вопросы тепловой защиты сооружений.

Относительно новых требований можно отметить следующее.

1. Требования в предлагаемом Изменении №1 к «Нормируемой удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий» не обоснованы ни тео-ретическими расчетами, ни путем экспериментального строительства. Они приведут к повышению стоимости строительства и к невыполнению Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступ-ным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», в котором требуется «снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов …».

2. Новые требования приведут к увеличению использования дорогих теплоизоляционных материалов с непроверенной долговечностью, а также к резкому снижению применения новых эффективных строительных материалов, хорошо зарекомендовавших себя в практике строительства, таких как изделия из поризованной керамики, автоклавного газобетона и др. Дело осложняется тем, что зарубежные инвесторы вложили средства в развитие производства этих материалов, и искусственное снижение объема их применения в строительстве подорвет доверие к нашей стране со стороны иностранных инвесторов. С этой точки зрения требования в предлагаемом Изменении №1 противоречат упомянутому Указу Президента РФ в части «предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов».

3. Введение в технический нормативный документ требований, расписанных по времени введения (с 2013г., с 2016 г. и с 2020 г.) не согласуется со здравым смыслом. Если авторы знают, как обеспечить данные требования с 2016 года , то надо представить обоснования и вводить их немедленно. Если же неизвестны методы обеспечения этих требований, то не надо их и заявлять раньше времени, когда еще неизвестно будут ли найдены технические решения для удовлетворения этих требований. Подобные требования можно вводить приказами министерства, а не в технические нормы без указания путей их достижения. Если будут неизвестны пути достижения требований, то участятся случаи фальсификации их выполнения, что приведет к «бумажной» экономии энергии и коррупции.

Редакция Таблицы 15 – «Классы энергосбережения жилых и общественных зданий», представленная в проекте Изменений №1 ухудшена по сравнению с Таблицей 15 утвержден-ной редакции актуализированного документа. В утвержденном документе границы классов энергосбережения совпадали с данными указанными в Постановлении Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18. В представленном Изменении №1 эти границы носят случайный ха-рактер и ни о чем не говорят, в том числе не соответствуют данным указанного постановле-ния и требованиям приведенным в самом Изменении №1.

Анализ текста Изменения №1 к СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая зашита зданий», а также сопутствующих обстоятельств, показывает, что Изменение составлено непрофессионально, а его обсуждение проходит с грубыми нарушениями установленного порядка. Учитывая тяжелые последствия для строительной отрасли страны, которые будут вызваны данным Изменением №1, следует считать экономической диверсией попытку его введения. В связи с этим считаем необходимым отклонить предлагаемые изменения №1 к актуализированной редакции СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 « Тепловая защита зданий».

Директор НИИСФ РААСН,

профессор, доктор технических наук Шубин И.Л.

2

Интересно всеж - а с какого числа документ "типа действует" ? на обложке (страница II) указано с 1 января 2012 года, при том что его утвердили 30 июня 2012 года, на странице 1 что вводится с 01.07.2013 ...

3

Добрый день!

В НормеКС СП 50.13330.2012 Тепловая защита зданий имеет статус действующий. Но в самом документе даты разнятся. Так на 1 странице (http://sharepix.ru/187771c715/) в сведениях о своде правил стоит дата ввода 1.01.2012 года, а на пятой странице (http://sharepix.ru/187770z115/) указана дата 1 июля 2013 года. Хотелось бы получить официальный комментарий разработчиков или представителей организации, утвердившие данное СП.

4

Данный документ утвержден и установлена дата введения приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. за № 265, в водится в действие с 1 января 2013 года. В представленном документе () имеется опечатка даты введения. Реальной и фактической датой введения является 01.01.2013 г. Однако фактически в данном СП имеются разногласия с действующими Федеральными Законами, в части энергосбережения и экономической эффективности. В связи с чем до 1 июля 2013 года. было предложено устранить противоречия.

5

Как соотносятся ???

СП 23-101-2004

Проектирование тепловой защиты зданий

И

СП 50.13330.2012, СНиП 23-02-2003 Актуализированная редакция

Тепловая защита зданий

Оба действующих , каким из них руководствоваться????

6

Руководствоваться ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ НТД - Переченем национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержденным распоряжением Правительства РФ номер 1047-р от 21.06.2010 (ссылка normacs://normacs.ru/VIDO).

цитата:

...

80. "Тепловая защита зданий". Разделы 4 - 12; приложения В, Г, Д.

...

О приоритете использования "старых" СП перед "актуализированными" СНиПами/СП сказано в Письме № 18529-08/ИП-ОГ от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ (ссылка normacs://normacs.ru/101HJ)

7

кому высказывать пожелания для нового СП?

- коэф.теплопроводности армированного легкого бетона 1800 - (в моем случае 3х сл. панель)

- для формулы R=aD+b - где a и b по таблице - дилемма: тех. подвал и тех. чердак например при +16С для жилого и общественного при одинаковой функциональности помещений имеют разное Rтр.

- температуру в неотапливаемом подвале/чердаке регулирет указание по эксплуатации (+5..10) - а условие открытых закрытых продухов не учитывается, или чем обусловлена эта температура? нужно ли мне для нее утеплять стены цоколя? +5..10 - это сумма из (+4) от недр и (+1...6) от перекрытия над подвалом? - так его утеплять или нет? что делать с продухами?

- обращаю внимание: расчет чердачного перекрытия и над подвалом - если:

1) рассчитать ГСОП(D)=(+21-(+5))z - а потом R=aD+b то получится более адекватное значение толщины утеплителя нежели:

2) рассчитать ГСОП(D)=(+21-(-40))z - а потом учесть в n=(21-5)/(21 -(-40) ), где R=Rn

- по моему мнению как проектировщика - норматив не должен заставлять проектировщика рыться в законах/кроме пожарки, там все стройно (например, все о той же эксплуатации), либо должен быть список к нормативу что он должен читаться совместно с законом таким то пункт такой то, как перекрестная ссылка, на нормативы есть же - так и на законы.

- расчет паропроницания - возьмем газобетон - интернет кишит спорами об утеплении его плитами из ЭППС. кто говорит проветривайте нормально помещение, а кто строго настрого. понятное дело есть расчет, но официальное издание СТО НААГ 87313302.13330-001-2012 разрешает утепляться ППС о ЭППС ни слова, производитель ПЕНОПЛЕКС в тех.решениях предписывает делать пароизоляцию в случае с блоками, но ведь коэф.паропроницания кирпича и газобетона одного порядка! (0,14 и 0,11) так тогда и кирпич пароизолировать нужно. Надеюсь рассужденя понятны.

возможно не хватает норматива предписывающего ПРИБОРНОЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ помещений, влажность критична - загорелась лампочка, де проветрить нужно, да и продажи пойдут у приборостроителей, отечественных разумеется.

8

Добрый день!

Хотелось бы уточнить, чем все-таки руководствоваться - СНиП 23-02-2003 или СП 50.13330.2012 (СНиП 23-02-2003 Актуализированная редакция)?

В Перечене национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержденным распоряжением Правительства РФ номер 1047-р от 21.06.2010 указан только СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Разделы 4 — 12; приложения В, Г, Д.

А в Письме № 18529-08/ИП-ОГ от 15.08.2011 О приоритете использования «старых» СП перед «актуализированными» СНиПами/СП нет четкого понятия про старые действующие СНиП?

9

в таблице 5 - опечатка, температура точки росы при расчетной температуре "4" и относительной... вместо "4" - t внутр.

10

Владимир, спасибо за замечание!

Опечатку поправим.

11

Добрый День!

В СП 50.13330.2012 есть пункт, хотелось бы узнать для какого расчета он применяется.

Не совсем понятен этот пункт. Может кто объяснит.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.

Другие обсуждения

Статья по определению зоны наибольшего увлажнения в стенах с фасадом

На нашем сайте опубликована статья Определение зоны наибольшего увлажнения в стенах с фасадными теплоизоляционными композиционными системами с наружными штукатурными слоями, где использованы расчеты из СП 50.13330.2012. Статья посвящена описанию опыта применения метода нахождения расположения плоскости максимального увлажнения в стеновых ограждающих конструкциях с фасадными теплоизоляционными системами с тонким штукатурным слоем.

NormaCS

Администратор, 22 марта 2016

Видеодоклад по теме этого СП на семинаре ФАУ "ФЦС"

На нашем сайте опубликованы материалы семинара ФАУ "ФЦС", где Гагарин Владимир Геннадиевич, заведующий лабораторией НИИСФ РААСН, провел обзор нормативных документов в области тепловой защиты зданий в России. В том числе, рассмотрел предложения по внесению изменений в СП 50.13330.2012.

Читайте статью Проблемы нормирования энергоэффективности и энергосбережения в строительстве - семинар ФАУ "ФЦС".

NormaCS

Администратор, 25 ноября 2015


По теме этого документа