Все новости

План реформы ценообразования в строительстве будет серьезно скорректирован. Об этом шла речь на недавнем Всероссийском совещании организаций государственной экспертизы в Москве. Выступая перед участниками мероприятия, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков заявил: «Ряд разработанных механизмов реформы, которая проводилась в четыре этапа и включала в себя наделение Минстроя России полномочиями единого регулятора, сметное нормирование, создание государственной информационной системы и мониторинг цен производителей строительных ресурсов, на практике показали, что переход на ресурсный метод в короткие сроки может привести к негативным последствиям для строительной отрасли». Почему же реформа стала пробуксовывать? Специалисты уверены, что причины не только в методе определения сметной стоимости, но и в самой системе государственного заказа.

Смена вех

Реформа ценообразования в строительстве, которая началась в 2015 году, была вызвана, прежде всего, стремлением правительства ужесточить контроль над государственными расходами. Одной из причин удорожания строек называли долгое время использовавшийся в строительстве базисно-индексный метод составления смет, при котором базовые цены перемножаются на коэффициенты и индексы. Исходные цены сметчики брали из сборников, разработанных еще в 2000-х годах.

Этот метод давал существенные погрешности, поскольку индексы не полностью учитывали реальные рыночные цены, их изменение и т. д. Более прогрессивным считался так называемый ресурсный метод ценообразования, когда расчеты производятся на основании реальных цен на ресурсы, действующих на данный момент. Перевести строительную отрасль на ресурсный метод Минстрою России поручил президент Владимир Путин по итогам заседания Госсовета России в мае 2015 года. Ведомство приложило немалые усилия для выполнения президентского поручения: были внесены многочисленные изменения в действующее законодательство, запущена Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) — основной источник данных о реальных ценах производителей строительных материалов, разработаны классификаторы строительных ресурсов, методические документы. Но, несмотря на это, запустить новый механизм ценообразования в строительстве так и не удалось.

В ноябре 2018 года министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев признал, что отрасль не готова к полноценному использованию ресурсного метода. Прежде всего, потому, что наполнение ФГИС ЦС идет очень медленно: сейчас система едва ли заполнена на 20%.

Реформу, которую замминистра Дмитрий Волков сравнил с «поездом, мчащимся со все увеличивающейся скоростью», решили притормозить. Минстрой подготовил новый план, в котором идет речь о трехлетнем переходном периоде до 2022 года. По мнению ведомства, это необходимо для того «чтобы избежать шоков для сметчиков и других участников рынка, в том числе заказчиков». В течение этого времени планируется наполнить ФГИС ЦС данными, доработать методики и закрепить их постановлениями правительства РФ. А до тех пор отрасль будет продолжать использовать базисно-индексный метод. «При этом ФАУ «Главгосэкспертиза России», как основной центр компетенций, не должна допустить разбалансировки, когда, с одной стороны, на конкурсы не будут выходить подрядчики, а с другой стороны (мы снова увидим) необоснованное расходование бюджетных средств», — прокомментировал Дмитрий Волков.

«Расхитители» поневоле

Что же думают по этому поводу сами сметчики? При переходе на ресурсный метод критично важной становится цена строительных материалов, как объясняет президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. Проблема в том, что фактическая и сметная стоимости могут сильно различаться. Эксперты союза описывают типичную ситуацию, которая может возникнуть в реальности. Например, для средней школы в городе Омске необходимо приобрети 300 кг краски. Омский сметчик обязан открыть ФГИС ЦС и взять цену материала оттуда, однако в системе будет стоять прочерк, потому что в Омске нет лакокрасочного завода.

Ближайшим городом, где такой производитель есть, значится Ярославль. После всех расчетов, регламентируемых методиками, выяснится, что отпускная цена краски в Ярославле в размере 18 тыс. руб. за тонну превращается в 46 тыс. руб. за тонну в Омске (с учетом транспортных расходов и проч.). Но это на бумаге. А по факту подрядчик спокойно купит этот материал, как говорится, через дорогу, и гораздо дешевле.

С точки зрения профессиональных сметчиков, основной недостаток ресурсного метода заключается в том, что полное раскрытие основных строительных материалов выйдет боком самому заказчику. «Полезут наружу все недостатки государственных элементных сметных норм», — уверен Горячкин. Но раз материалы раскрыты, сметчик ничего не сможет поменять, хотя сами нормы могут быть устаревшими и включать такие «материалы», как пакля и оконная замазка, которыми давно уже никто не пользуется. Однако заменить их на другие будет нельзя, ибо это может стать поводом для претензий проверяющих органов, которые формально подходят к процессу проверки.

Более того, такие примеры уже есть в реальной жизни. Например, в Самаре по подозрению в «хищении» был задержан представитель заказчика капитального строительства. Дело в том, что в сметах на берегоукрепительные работы значилось использование одного вида металлического шпунта, а реально был закуплен другой, не менее качественный, но более дешевый. Желание предприятия сэкономить или попросту отсутствие необходимого материла на рынке привело к тому, что проверяющие установили «хищение» на сумму 210 млн рублей. Пока это единичные случаи, однако число их может вырасти. Ведь любое перераспределение работ по смете может трактоваться проверяющими органами как «неэффективное использование средств», а любая экономия подрядчика — как «хищение».

В режиме ожидания

Позиция государства понятна, профессиональных инженеров-сметчиков — тоже. А что думают о сложившейся ситуации подрядные организации, которые выполняют строительные работы, в том числе в системе государственных контрактов? Ведь именно на экономию бюджетных средств была нацелена реформа. Здесь ситуация тоже непростая. Заместитель генерального директора по экономике АО «Мостострой-11» Наталья Бреус приводит такие цифры: за 10 лет рентабельность бизнеса снизилась с 12% до 2-3%. В итоге это может создать угрозу неисполнения государственных контрактов. «2017 год 62% организаций строительного комплекса закончили с убытком, — утверждает президент ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров. — Такими темпами через пару лет такой объект, как Крымский мост, строить будет некому». Увеличение ставки НДС с 18% до 20% со следующего года еще более усложнит экономическое положение предприятий. Строители жалуются, что некоторые разрабатываемые методики, по которым должны рассчитываться затраты, далеки от реальности. Так, в проекте методики определения величины накладных расходов (пока не принята) размер таких расходов установлен в размере 74-78% от прямых затрат на оплату труда, хотя их реальная величина может составлять от 150 до 200%.

Однако, по мнению экспертов, на самом деле проблема шире и выходит за пределы собственно ценообразования. Генеральный директор ECCON GROUP Ольга Гаращенко уверена, что проблемы с ФГИС ЦС и с актуализацией норм и методик — это следствие других, более глобальных процессов. «Проблема в том, что у нас гибридные, а не рыночные отношения, — объясняет она. — Классический механизм рынка спроса и предложения в российской реальности смешался с плановой экономикой». У нас государственный заказчик выходит на рынок с предложением и заранее дает предельную цену. В других странах все устроено иначе: там заказчик выставляет предложение, а участники рынка дают ценовые предложения с учетом своего опыта и возможностей. «При этом подрядная организация самостоятельно подсчитывает, во сколько обойдется строительство проекта, и только потом определяется победитель, — поясняет Гаращенко. — Но не по принципу минимальной цены, а по принципу лучшего предложения, которое может и не быть самым дешевым.

Эта рыночная модель у нас нарушена. Мы можем сколько угодно долго заниматься реформой, но если мы не уберем первоначальную цену и не изменим ФЗ-44, ничего не получится». По ее мнению, если не изменить базовые условия, то добиться экономии бюджетных средств 7-10% введением ресурсного метода, скорее всего, не удастся. Более того, стоимость строительства, наоборот, может возрасти на те же 10%. Это признают и в Минстрое. «В большинстве случаев ресурсный метод дает нам удорожание, а не удешевление при его введении, что создает дополнительные риски», — заявил замминистра Дмитрий Волков на совещании организаций госэкспертизы. В связи с этим и принято решение скорректировать ход реформы: запускать ресурсный метод с 2022 года, а пока «усовершенствовать» базисно-индексный метод путем создания более адекватного базиса цены.


Кроме того

С 1 января 2020 года будет введена обязательная аттестация для всех экспертов, которые подписывают заключения по сметной документации. Об этом на совещании организаций госэкспертизы сообщил заместитель директора Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя Василий Антонов. По его словам, необходимость аттестации сметчиков возникла на основе поступающих обращений от профессионального сообщества. В связи с этим ведомство разработало соответствующие изменения в статью 49 Градостроительного кодекса. «Перечень направлений деятельности экспертов, дополнен направлением деятельности «Ценообразование и сметное нормирование», — рассказал Антонов. — И все желающие могут уже сегодня направить документы на аттестацию по этому направлению».

Источник:    https://www.stroygaz.ru/publicat...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.