Все новости

Инструмент концессий изначально рассматривался как способ восполнить сокращающиеся бюджетные расходы в коммунальную инфраструктуру, и сегодня многие чиновники и эксперты считают концессионные соглашения основной формой эксплуатации и развития систем коммунальной инфраструктуры. За последние годы произошли существенные изменения в законодательном и нормативном регулировании концессионных соглашений, а в большинстве регионов страны проводится инвентаризация результатов деятельности РСО с целью выявления приоритетных направлений при переходе к формату концессий. В итоге количество концессионных соглашений в коммунальной сфере выросло, и теперь уже можно оценить первые итоги и результаты, которые принес переход к новой форме организации деятельности РСО.

Ценную информацию дает мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ РСО, которые ежеквартально публикуются на страницах сборника «Цены и тарифы в ЖКХ» в сочетании с данными о динамике изменения количества систем водоснабжения и теплоснабжения, переданных в концессию. Если оценивать эту статистику с точки зрения двух универсальных показателей деятельности любой РСО — уровня потерь и аварийности на системах коммунальной инфраструктуры, то можно сделать некоторые важные выводы.

Во-первых, заключение концессионных соглашений происходило за рассматриваемый период неравномерно. При этом показатели заключения новых соглашений и в сфере водоснабжения, и в сфере теплоснабжения имеют схожую динамику. 2016-й год дал наибольший прирост количества систем водоснабжения и теплоснабжения, эксплуатируемых на основании концессионных соглашений. Однако уже в 2017 году темпы появления новых концессий несколько снизились.

Во-вторых, количество заключенных соглашений увеличивается на десятки процентов ежегодно, но их доля в общем количестве систем невелика (6% для водоснабжения и 5% для теплоснабжения).

В-третьих, динамика потерь воды и тепловой энергии носит более сглаженный характер, но отмечается рост рассматриваемых показателей на всем протяжении анализируемого периода (за небольшими исключениями). Показатели аварийности, напротив, снижаются год за годом. Таким образом, изменение ключевых индикаторов деятельности РСО происходит вне зависимости от темпов внедрения концессионных соглашений, что позволяет сделать предположение о пока достаточно слабой их взаимосвязи.

Если же дополнительно включить в анализ данные по двум группам регионов — с наибольшими успехами по внедрению концессий в коммунальной хозяйство (доля концессий в системах теплоснабжения и водоснабжения составляет 8% и более) и с показателями концессионирования ниже среднего по стране (3% и менее), то выяснится, что взрывной рост числа концессионных соглашений в ЖКХ пока не дает столь же заметного эффекта с точки зрения объективных параметров деятельности РСО. Так, показатели потерь и аварийности для субъектов РФ первой группы (с более высокой долей концессионных соглашений) превышают аналогичный показатель для регионов второй группы. При этом данная ситуация никак не меняется на протяжении всего рассматриваемого периода.

Кроме этого, для группы регионов с высокой долей концессионных соглашений по некоторым показателям отмечается негативная динамика. Например, показатели уровня потерь воды и тепловой энергии по итогам 2017 года несколько ухудшились по сравнению с 2015 годом. По второй группе субъектов РФ отмечается схожая тенденция. Однако ухудшение показателей происходит меньшими темпами.

Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что концессионные механизмы приводят к повышению качества и надежности поставки коммунального ресурса РСО. Пока какой-либо четкой взаимосвязи между темпами внедрения концессий и реальными изменениями в ключевых показателях деятельности организаций не наблюдается. Поэтому говорить, что концессия как механизм обеспечения развития коммунальной инфраструктуры уже состоялся и его применение приносит ощутимые результаты, несколько преждевременно.

При этом уже сейчас можно отметить ряд факторов, сдерживающих расширение применения концессионных соглашений в коммунальном хозяйстве. К ним относятся низкая коммерческая привлекательность проектов, особенно с высокой долей заемного финансирования, в условиях ограничения роста тарифов и платы за коммунальные услуги предельными индексами, высокие бюрократические риски (субъект РФ становится третьей стороной концессионного соглашения, что увеличивает количество инстанций, с которыми необходимо согласование условий концессионного соглашения) и нормативные риски (законодательство о концессионных соглашениях подвержено постоянным изменениям). Пока успешно развиваются в основном концессии, получающие государственную поддержку в виде софинансирования Фондом содействия реформированию ЖКХ затрат на реализацию проектов.

Источник:    https://www.stroygaz.ru/publicat...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.