Российские цифровые продукты продолжают активно развиваться, продажи у вендоров растут, в российских вузах массово изучают отечественный софт. На конференции ЦИПР–2025 были представлены новые разработки и, прежде всего, на стенде лидера отрасли ГК «СиСофт». С заместителем руководителя департамента развития и внедрения компании АО «СиСофт Разработка» (входит в ГК «СиСофт») Александром Белкиным мы не только подводим итоги ЦИПР, но и ищем «волшебную красную кнопку», а также говорим о новых направлениях работы компании и отрасли в целом:
– Александр Сергеевич, начать нашу беседу предлагаю с участия компании ГК «СиСофт» на конференции ЦИПР-2025, где она очень активно выступила как в деловой части, так и на выставке. Так о чем рассказывали представители компании и что показывали гостям форума?
– Наше участие на конференции ЦИПР началось с дискуссии о переходе системы информационного моделирования в промышленном строительстве на отечественные программные продукты. На ней встретились представители ГК «СиСофт» и крупные промышленные компании, такие как «Газпром», «Росатом», где мы обсуждали проблематику применения отечественного тяжелого САПР в промышленном строительстве (о дискуссии читайте в статье).
Одновременно на выставке открылся стенд ГК «СиСофт», на котором мы встречали гостей, и прежде всего премьер-министра Михаила Мишустина. На стенде были представлены успешно реализуемые ОСК и ГК «СиСофт» проекты цифровизации судостроения на базе программных продуктов производства ГК «СиСофт» – Model Studio CS, CADLib и TechnologiCS, включая выполняемый при поддержке Правительства РФ особо значимый проект создания отечественной судостроительной тяжелой САПР для проектирования и технологической подготовки производства объектов морской техники, проекты создания цифровой информационной системы «Цифровое производство» и цифрового моделирования инфраструктуры промышленных активов. Также в рамках экспозиции демонстрировались объект морской техники – док, спроектированный АО «ЦМКБ «Алмаз», выполненный в продуктах Model Studio CS и CADLib, подсистема технологической подготовки и управления производством TechnologiCS на основе информационной модели дока и информационная модель инфраструктуры верфи, для разработки которой использовался комплекс модулей продуктовой линейки Model Studio CS и CADLib.
В ходе конференции мы активно общались с компаниями, которые разрабатывают операционные системы, а также работают на нашем направлении, занимаются разработками машиностроительного САПРа.
– Как в целом вы оцениваете участие ГК «СиСофт» в конференции?
– ЦИПР для нас – это главное мероприятие года, мы к нему всегда очень много готовимся, и если раньше выступали довольно скромно, то на этой конференции было все очень масштабно, наш стенд был один из самых крупных. И, конечно, мы ждали посещение Михаила Мишустина.
Председатель совета директоров ГК «СиСофт» Игорь Данилович Ханин рассказал о текущих моментах реализации поручений премьер-министра по развитию софта для судостроения, и Михаил Мишустин убедился, что мы не стоим на месте, развиваемся, и все намеченные проекты реализуются. Конечно, предстоит много работы, мы пока только в начале пути, но планы грандиозные.
Для себя я бы еще отметил выступление Михаила Мишустина на пленарной сессии ЦИПР, где он показал, что прекрасно разбирается в теме САПР. И когда ему отчитывались руководители крупных компаний и предприятий о переходе на российский софт, было видно, что он абсолютно в теме, видит, кто реально заменил иностранные продукты на российские, а кто еще работает на иностранном софте. То есть он очень хорошо ориентируется, где, что и в какой отрасли происходит.
– Не все наши читатели понимают, что такое тяжелый САПР. И если ГК «СиСофт» поставил перед собой задачу создать национальный тяжелый САПР, то давайте расскажем поподробнее, что это такое.
– Тяжелый САПР – это система автоматизированного проектирования, которая представляет из себя не просто электронный кульман, – она использует базы данных, разветвленную комплексную сеть проектирования различных разделов. У ГК «СиСофт» уже есть такие продукты, которые не только конкурируют, но уже и превосходят зарубежные аналоги.
– Тяжелые САПРы применяются только для промышленного строительства, или это универсальная программа, которую можно взять и для гражданского строительства?
– Это комплексная система, состоящая из различных модулей, которая позволяет решать задачи на разных этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, начиная от проектирования и строительства и заканчивая эксплуатацией и демонтажем. Тяжелый САПР может применяться на любом объекте, но, согласитесь, проектирование огромного промышленного предприятия гораздо сложнее, чем многоквартирного дома – стоит ли для МКД подтягивать весь наш «арсенал»?
Суть тяжелого САПРА заключается в том, что при передаче информации с одного этапа жизненного цикла на другой не надо каким-то образом трансформировать данные из одного формата в другой, это все ведется методом сквозного проектирования.
– Вы сказали, что в чем-то ваш продукт лучше, чем зарубежные аналоги. В чем?
– Наши системы изначально настроены на отечественные стандарты, их не нужно дорабатывать под нужды того или иного предприятия – это фактически коробочные решения, которые можно установить и начать работать. Это первый ключевой момент. Второе – с нашими системами, в отличие от зарубежных аналогов, по умолчанию идет библиотека материалов и изделий. На текущий момент в нашей линейке Model Studio CS насчитывается более 500 тысяч единиц хранения параметрических объектов, это как конструктор Лего – мы находим по той или иной инженерной дисциплине объект и собираем его из «кубиков», начиная от коттеджа и заканчивая большим промышленным предприятием.
После создания информационной модели с набором параметрических объектов мы можем приступить к выпуску строительной рабочей документации буквально нажатием одной кнопки, чтобы получить полный комплект документации.
– То есть вы ищите ту самую «волшебную кнопку», которая решит все проблемы?
– Все об этой кнопке мечтают и все ее ищут. Я считаю, что мы близки к этому, но «волшебная красная кнопка» больше всего относится к выпуску рабочей проектной документации. А прежде чем получить документацию, нужно создать информационную модель, а здесь без принятия инженерных решений уже никуда не деться и без человека не обойтись. А вот потом облегчить процесс получения рабочей документации – как раз в этом направлении мы активно и развиваемся. У нас уже есть наработки, которые позволяют как раз при нажатии кнопки получить полный комплект документации по разделам «Архитектурные решения», «Конструкции металлические» и «Конструкции железобетонные». И при генерации документации сформируется не только набор чертежей, а лист общих данных, пояснительная записка, ведомость объемов работ и даже смета. Об этом мы рассказали на форуме «ТИМИ 2025».
Также на ТИМИ мы анонсировали тот факт, что вся линейка Model Studio CS поддерживается отечественной операционной системой Astra Linux Special Edition. Мы получили соответствующий сертификат, провели успешное тестирование по установке, работоспособности, и к концу этого года мы должны осуществить установку по заказу одной из крупнейших госкорпораций. Помимо установки ведется активная интеграция с офисными приложениями, которые замещают такие системы, как Майкрософт Офис.
– То есть импортозамещение иностранного ПО продолжается?
– Не очень люблю слово «импортозамещение» – оно предполагает, что нам нужно догонять иностранных коллег. А нам нужно развивать свои идеи, переходить на лидирующие позиции, причем не только в нашей стране, но и в ближнем и дальнем зарубежье.
Сейчас большое поле деятельности открывается в части искусственного интеллекта, развития бесшовной интеграции различных отечественных продуктов. Иностранные системы работают через формат IFC, но при переводе продуктов в этот формат теряется часть информации. Мы все создали с нуля, пошли своим путем, не стали копировать иностранные разработки. Cистема Model Studio CS – она позволяет в рамках всех этапов жизненного цикла объекта работать без потери информации. Эту технологию мы и должны масштабировать, в том числе в область строительства, потому что на стройке до сих пор инженеры работают по старинке, с чертежами. Мы продвигаем идеи информационного моделирования, но почти никто на стройке с планшетом не ходит, инженеры все равно просят бумажные документы. Это тоже зона деятельности, в которой нам необходимо активно работать. С проектировщиками мы уже наладили общение, нашли общий язык, сделали под них продукты – теперь очередь за строителями.
– Это логично, потому что проектировщики сделают информационную модель, но потом на этапе стройки подрядчик положит эту модель «на полку» и идет работать с бумажным чертежом.
– Да, созданную информационную модель нужно довести до логического завершения, чтобы ее можно было использовать и в строительстве, и в эксплуатации. А чтобы информационная модель работала на всех этапах жизненного цикла, это нужно описать и в нормативно-правовых документах, и в стандартах.
– Семейство продуктов ГК «СиСофт» достаточно большое, а есть ли планы сделать еще какой-то прорывной продукт?
– Наши продукты постоянно обновляются, появляются и новые модули – сейчас мы активно развиваем линейку Model Studio CS по направлению «Автодороги». Были зарубежные аналоги, есть отечественные, но мы решили в свою линейку этот раздел добавить. Активно ведем работу над электротехническими решениями и работу с инженерными сетями – должны появиться такие продукты как MS КиП (проектирование систем автоматизации технологических процессов) и MS Инженерные сети (проектирование линейных трубопроводных систем).
Если говорить о совсем новом направлении, то сейчас мы активно прорабатываем создание веб-портала по работе со строительными материалами – то есть фактически глобальную библиотеку материалов. Есть производители стройматериалов, которые уже сформировали свои библиотеки, но до недавнего времени не было единого хранилища, некой национальной веб-библиотеки, куда они могли бы складывать свои разработки. Были зарубежные аналоги, но российского не было – и мы на ТИМИ 2025 анонсировали создание такой библиотеки, которая называется CADLib Web БД, где будет возможность для проектировщиков подобрать необходимые объекты для информационной модели, а для производителей – разместить свои разработанные цифровые элементы в хранилище и, соответственно, предоставлять возможность проектировщиках их использовать.
– То есть фактически вы создаете некий прототип Национальной библиотеки данных? Потому что одна из самых трудных и давних проблем, которая постоянно обсуждается в цифровой среде, – это отсутствие структурированных библиотек элементов для цифрового проектирования. Нынешние библиотеки элементов разрозненны, разноформатны и сделаны в меру представления каждого производителя «о прекрасном». Я правильно понимаю, что вы поставили перед собой цель собрать все библиотеки в одном месте и в едином формате?
– Наши библиотеки представляют из себя единый формат, причем неважно, к какому разделу строительного процесса они относятся. Мы разработали для производителей стройматериалов единые инструменты, которые и позволяют создавать эти библиотеки, а также методологию, где представлен минимальный перечень параметров элементов библиотек.
Мы унифицировали этот перечень для того, чтобы, имея эти параметры в составе своих объектов, можно было при создании спецификаций и чертежей сразу получить пакет необходимых документов. Эту идею мы обсудили на ТИМИ 2025, производителям она понравилась, так что будем совместно работать на этом направлении.
– Как в эту библиотеку встроится Классификатор строительной информации (КСИ) Минстроя России?
– КСИ – это кодирование строительных элементов, он по умолчанию уже заложен в нашу библиотеку. Причем у нас есть связь с самим КСИ, и данные из него в нашей системе всегда находятся в актуальном состоянии. То есть наша библиотека регулярно связывается с сайтом ФАУ ФЦС, где размещен КСИ, и если там были какие-то изменения, они у нас автоматически отражаются. И если в существующих проектах уже были назначены коды ранней версии КСИ, то после обновления отразятся коллизии, которые покажут, что произошло какое-то изменение и нужно поправить проект.
– Возможно, при создании такой общей национальной библиотеки стоит договориться об общих форматах, чтобы все наработанные данные стали составными частями этого глобального продукта?
– О том, что нужно договориться о едином национальном формате данных, в том числе и библиотек, мы говорим как минимум последние пять лет. Возможно, наша инициатива сдвинет эту проблему с места.
– Возможно, эта инициатива также развернет от привычного зарубежного ПО тех проектировщиков, которые упорно не хотят от него отказываться?
– Пока мы видим, что проектировщики – даже наиболее продвинутые в цифровых продуктах, предпочитают работать в тех программах, в которых привыкли. Мы слышим это на многих мероприятиях, хотя на съезде Национального объединения изыскателей и проектировщиков в апреле этого года президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров заявил, что до конца года все проектные организации должны перейти на отечественное ПО. Но, конечно, осталось еще довольно много так называемых «ждунов», которые надеются, что иностранный софт вернется в Россию и в работу.
– Там, где проектируются объекты госзаказа, государство может выставлять какие-то требования, но в коммерческих проектах, где и у заказчика, и у проектировщика стоит зарубежное ПО, они будут до последнего на нем работать. И что тут можно сделать?
– Вы правы, в коммерческом секторе в приказном порядке сделать ничего невозможно. Их тоже можно понять, потому что бизнес в течение десятилетий вкладывал свои собственные средства в закупку и развитие своих систем, САПР, документооборота – и по щелчку пальцев перейти на отечественный софт очень трудно и затратно. Мне кажется, здесь государство должно каким-то образом стимулировать переход компаний на отечественный софт, нужны методики по такому переходу. Кроме того, отраслевые национальные объединения могли бы поддерживать своих членов и помогать им перейти на российское ПО.
– Что должно произойти, чтобы бизнес понял выгоду от работы в отечественном софте? Может ли так получиться, что в какой-то момент бизнес осознает, что он работает на иностранной архаике, что российские разработки по функционалу ушли вперед?
– По каким-то направлениям мы уже сейчас догнали и перегнали зарубежное ПО, а если говорить про электротехническую часть и инженерные коммуникации, мы всегда были сильнее зарубежных аналогов. А вот по стройке есть дефицит инструментария, мы этого не скрываем, есть над чем поработать. В промышленном строительстве мы уже очень хорошо продвинулись – и на конкурсе ТИМИ были представлены проекты, выполненные в наших продуктах, которые состоят из более, чем 200-300 тысяч элементов, а некоторые – более миллиона. Думаю, что благодаря нашим партнерам – а их более 80 – мы масштабируем наши решения на всю страну. И нельзя недооценивать роль отраслевых ассоциаций – НОТИМ, АРПП, НОПРИЗ, – которые активно участвуют в продвижении отечественного софта.
– Традиционный вопрос: планы на будущее?
– Работа всегда найдется, всегда будет необходимо дорабатывать и развивать продукты, потому что рынок не стоит на одном месте. Просто у нас в стране сложился стереотип, что отечественное хуже иностранного. Но на самом деле, это не так – и мы всеми силами стараемся это доказать. Чем больше пользователи будут покупать наши продукты, тем больше средств мы сможем потратить на их развитие. Чем более массовым будет рынок, тем более качественный продукт получат пользователи. Поэтому, помимо российского рынка, нам нужно выходить на зарубежный рынок, потому что он значительно больше, а это новые заказчики, новые требования, а значит, и новые технологии – все это нужно будет осмыслить и реализовать.
Лариса Поршнева
Источник: https://ancb.ru/publication/read...
Комментарии