Трудности перехода российских компаний на отечественное инженерное программное обеспечения стали одной из ключевых тем X конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде. Мнения игроков промышленного рынка порой расходились кардинально: одни из них уже преодолевают тернистый путь импортозамещения ПО, другие – регулярно сдвигают время старта «вправо», третьи – даже и не думают начинать, несмотря на давление со стороны государства. И каждый аккуратно приводил свои, порой вполне резонные, аргументы в пользу таких решений. И сейчас, по прошествии двух месяцев после мероприятия, эти аргументы не ослабли – скорее, стали еще более актуальными.
Понятно, что серьезный разговор экспертов начался еще до начала официальных мероприятий, и к свои микрофонам они выходили уже порядком разогретые для дискуссий. Одной из первых таких площадок в первый день конференции стала сессия Группы ГК «СиСофт» «ТИМ в ТЭК – реализация отечественной тяжелой САПР в промышленном строительстве». Своим практическим опытом внедрения российских разработок тяжелой 2D/3D САПР для проектирования сложных инженерно-технологических объектов капитального строительства в ТЭК, а также кооперации крупных промышленных компаний со сцены делились эксперты Госкорпорации «Росатом» и ПАО «Газпром». После вступительного слова модератора сессии, заместителя генерального директора по науке АО «СиСофт Девелопмент» Михаила Бочарова выбор спикеров сразу стал очевиден: именно эти компании еще до событий 2022 года, когда зарубежные вендоры инженерного ПО официально покинули российский рынок, позаботились о переходе на отечественные разработки. «Именно поэтому они встретили 2022 год увереннее, чем гражданский сектор», – отметил Бочаров.
«Мы уже не первое десятилетие внедряем технологии информационного моделирования и никак не можем внедрить. И мне кажется, что это бесконечный процесс», – посетовал в начале выступления заместитель генерального директора по информационным технологиям «Газпром проектирование» Вячеслав Гурьянов. По словам спикера, компания шла двадцать лет по дороге лучших мировых практик, одновременно используя продукцию отечественных разработчиков, «но не повсеместно». События 2022 года «вынудили крайне оперативно устроить революцию», исполнив директиву Правительства и обеспечив технологический суверенитет. «Сегодня в области информационного моделирования мы используем только российский продукты ГК «СиСофт» и «Нанософт», – подчеркнул Гурьянов. По словам спикера, менее чем за два года компании удалось реализовать более восьмидесяти проектов с применением технологий информационного моделирования (ТИМ) на отечественном САПР. Между тем, отметил Гурьянов, в каждой бочке меда всегда найдется и ложка дегтя. «Некоторые российские вендоры, с которыми мы сотрудничаем, даже не думают переходить на отечественные стек-технологии. И это нас сейчас грандиозным образом тормозит на пути исполнения Указа Президента и директив Правительства», – заявил представитель «Газпром Проектирования». Имена «вредителей» он не назвал.
«Для нас как крупного потребителя иностранного ПО для ТИМ в целом главным было бесшовно перевести более пяти тысяч пользователей с импортного на отечественный софт, не потеряв эффективности и не нарушив непрерывность бизнеса. Было непросто. Не все проходило столь гладко, как хотелось бы, но результат достигнут», – в свою очередь рассказал директор Центра компетенций ЦИМ АО «Гринатом» Денис Корнеев. По словам спикера, руководство «Росатома» видит смысл в дальнейшем тиражировании полученных за несколько лет совместных партнерских наработок в другие отрасли. «Минстрой также ожидает этого от нас, потому что есть определенная стратегия развития особо значимых проектов (ОЗП), которая заключается как раз в тиражировании опыта на другие российские компании», – отметил Корнеев.
«А куда тиражировать-то? На гражданское строительство?» – внезапно обратился к докладчикам Михаил Бочаров.
«Если смотреть на софт ушедших западных вендоров, то до недавнего времени их ПО в той или иной степени использовалось и в «Росатоме», и в «Газпроме». То есть мы говорим о том, что сам продукт может удовлетворить различные отрасли, остается вопрос во внедрении и какой-то дельте, связанной со спецификой процессов», – парировал вопрос Денис Корнеев.
«Я имел в виду не сам продукт, с ним разработчики разберутся, а именно ваши наработки: правила, регламенты, стандарты, архитектура данных… Условно говоря, детскому садику в Урюпинске что вы можете дать?» – посильнее надавил на собеседника Бочаров.
«Непосредственно ПО/продукт, действительно – зона ответственности разработчиков. Мы же в свою очередь готовы транслировать свои доработки, процессы и методологию применения этого ПО, а также адаптировать под смежные отрасли», – отразил выпад модератора Корнеев.
«Безусловно, дьявол кроется в деталях. У нас есть наработки, которые можно использовать только в «Газпроме» или в нефтегазовой отрасли. Но есть и база, на основе которой нужно объединяться, чтобы выравнивать требования к ПО», – поддержал коллегу Вячеслав Гурьянов.
Комментируя итоги сессии, исполнительный и технический директор АО «СиСофт Девелопмент» Игорь Орельяна Урсуа отметил, что у зарубежных вендоров ТИМ для развития инженерного ПО было как минимум пятнадцать лет. «Нам же надо за пару лет сделать скачок, которого все ждут. И без помощи представителей промышленности, которые указывают на уязвимости отечественных программных решений, нам не обойтись. С точки зрения развития технологий информационного моделирования, именно отрасль промышленного строительства, в частности «Росатом» и «Газпром», задают сегодня тон на рынке программных решений. Только вместе мы сможем перейти от технологической независимости к технологическому лидерству России в области ТИМ-разработок», – сказал Орельяна Урсуа.
Российское судостроение на новом уровне: отечественная САПР меняет будущее отрасли
Тема тяжелой САПР получила свое развитие на совместном стенде ГК «СиСофт» и АО «ОСК», где были представлены результаты совместной работы компаний. Директор по работе с ключевыми заказчиками ГК «СиСофт» Вадим Антонов рассказал, что проекты ведутся в рамках трансформации российского судостроения. В частности, ГК «СиСофт» на базе своих цифровых платформ создает специализированное решение, которое предполагает создание полного цикла судостроения – от проектирования до сдачи и сопровождения, а также экосистемы на базе отечественного ПО, охватывающей все ключевые процессы. Разработка судостроительной САПР ведется на базе программных продуктов Model Studio CS, CADLib и TechnologiCS, по оценкам экспертов рынка, уже доказавших свою эффективность в строительстве и промышленности. По словам Антонова, для применения в области судостроения ПО получило принципиально новую архитектуру, ориентированную на работу с массивными 3D-моделями, интеграцию с инженерными системами, высокую безопасность и модульность.
«Цифровизация судостроения сопоставима с глобальными государственными проектами последнего времени. Она позволит изменить целую отрасль с десятками тысяч рабочих мест в различных регионах нашей страны. В 2024 году мы успешно выполнили этап эскизного проектирования САПР, в настоящее время выполняется этап технического проектирования», – сказал Вадим Антонов. Впрочем, отметил он, в связи с масштабом задач и необходимостью полной отработки на практике проект требует продления сроков до 2028 года. Отдельно представитель ГК «СиСофт» подчеркнул необходимость сокращения избыточных согласований, особенно с привлечением неотраслевых экспертов, потому что «это тормозит реализацию цифровых проектов».
Без права на Запад: государство жестко диктует правила игры
Причины возможного «сдвига вправо» сроков импортозамещения программного обеспечения также обсуждали на сессии делового издания «КоммерсантЪ» «Промышленное ПО. Тонкости перехода». В самом начале дискуссии директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационн-коммуникационных технологий» Илья Массух сразу обозначил позицию государства: ожидания со стороны отечественной промышленности возвращения на рынок западных вендоров ПО неоправданны, до 2030 года госорганам и госкомпаниям необходимо перейти на 95% отечественных ИТ-решений, для других форм собственности на – 80%. «Причем будем смотреть по классам. Чтобы бизнес не просто купил отечественный продукт на миллион и одновременно на 200 миллионов софта какого-нибудь западного производителя. Так не получится, надо переходить на российские разработки по всем классам, которые относятся непосредственно к данной отрасли», – заявил Массух. Впрочем, с грустью отметил он, при нынешней ключевой ставке ЦБ инвестиции на предприятиях прежде всего режутся в сфере ИТ. Но «если мы это выдержим, то, как говорится, станем сильнее».
От класса инженерного ПО слово взял заместитель генерального директора по науке АО «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров. «Есть перечень Минстроя по ИТ-решениям», – сказал он. «Из 28 задач 12 не имеют решений у зарубежных производителей ПО. Не потому что они плохие или слабые, а потому что им никогда не нужно было это делать. Российские технологии в промышленном ПО, особенно в сфере технологий информационного моделирования, более комплексные, нежели те, которые предлагали западные вендоры. Безусловно, есть люди, которые накопили базу знаний и продолжают ждать возвращение западных продуктов. Можно ждать долго. Однако лучше принять ответственное решение и сделать шаг вперед», – призвал Бочаров.
Оптимистичный настрой президиума нарушил директор департамента индустриальных программно-аппаратных комплексов «ФПЛЮС» Илья Левчук. «В последний год у меня целый отдел ходит по информационным центрам компетенций и собирает информацию. В каждом ИЦК есть определенный софт, разработанный по программе импортозамещения, но по поводу адаптации этого софта с российским оборудованием вопрос даже не ставится! Таким образом, цепочка «железо плюс софт» в виде программно-аппартаного комплекса не работает», – с горечью в голосе сказал Левчук. «Единственный в стране, кто начинает на нашем опыте что-то делать, – Центробанк», – удивил он собравшихся, оговорившись, правда, что это не реклама. Все сделали вид, что поверили. «Мы готовы поставлять комплексные решения, но заказчик предпочитает покупать «железо» и софт по отдельности, потому что так дешевле. И этот дисбаланс никак не решается», – посетовал спикер.
В дискуссию вступил Илья Массух, который признал, что история создания программно-аппаратных решений начинается только в этом году. «Это связано с тем, что функционал самого софта еще не доработан. Заказчик покупает, прежде всего, функцию, а не то, на чем она работает», – примирительно обратился к Левчуку Массух.
«А потом люди жалуются, что отечественный аналог западного софта работает хуже! Почему? Да потому что транзакционно не работают все процессоры, или все ядра на процессорах, или виртуализация где-то шалит! Чтобы получить качественное приложение, надо делать тестирование целиком, валидацию осуществлять. Если это делается лоскутно, то результата никакого не будет. И станет еще одной отговоркой, чтобы перенести сроки внедрения, «уйти вправо», сказав, что софт плохо работает или «железо» не готово. Конечное бизнес-решение – это работающее приложение поверх всего стека», – рубил правду Илья Левчук. После его зажигательного спича в зале на несколько секунд повисла неловкая пауза. Похоже, крыть было нечем.
Узок их круг, и помощи ждать неоткуда?
Перешли к нефтегазовой отрасли. И тут оказалось не без проблем! Денис Юдаков, руководитель по цифровому развитию и технологической независимости информационных систем «СИБУР диджитал», отметил, что рынок специфичных ИТ-решений для отрасли маленький, поэтому «по сути, помощи ждать нам неоткуда». «Встречаемся с разработчиками, которые честно говорят, что не видят бизнес-кейса. Мы сделаем для вас, а кому еще продадим? И даже если кто-то купит, объем продаж будет крайне низкий, а риски колоссальные», – рассказал Юдаков. Между тем, по словам представителя нефтегазового гиганта, холдинг готов вкладывать средства в партнерские разработки, несмотря на то, что объем необходимых инвестиций в доработку ПО сопоставим почти со всей разработкой. На этом фоне приходится менять модель «заказчик-исполнитель», потому что, по словам Дениса Юдакова, формат «принеси результат к сроку» перестал давать хороший результат и в основном становится неуспешным проектом.
По оценке директора по работе с корпоративными клиентами «Базальт СПО» Сергея Перроте, сегодня на предприятиях страны с парком компьютеров от трех до семи тысяч коэффициент внедрения российских операционных систем составляет 20 – 30 процентов. «И это не потому, что они плохие, а потому, что им надо выпускать продукцию, но по-другому сделать это не могут. Кто кинулся импортозамещаться в первую очередь? Предприятия оборонной промышленности. Или предприятия, выпускающие продукцию двойного назначения. Гражданские предприятия, чистые коммерсанты, за эти годы не купили ничего. Они прекрасно себя чувствуют на ушедших операционных системах, и их можно понять. Потому что отечественный софт не может повторить за три года путь западных конкурентов, которые шли к своему глобальному успеху лет тридцать», – заявил Перроте. Также он отметил, что цифры нынешней официальной статистки не совсем объективны. «Если предприятия купили какое-то количество российского софта, это совсем не значит, что они его развернули», – добавил представитель «Базальт СПО». Прозвучало в его речи пару раз и слово «саботаж», но дальше эту искру никто раздувать не стал.
Преградой на пути эскалации импортозамещения ПО генеральный директор VK Tech Павел Гонтарев также назвал фрагментарность инженерного софта. В этом он оказался солидарен с Денисом Юдаковым из «СИБУРа». «Если мы говорим об атомной отрасли, то у нас в стране один заказчик. И во многих отраслях это будет так. Промышленные гиганты отдают себе отчет, что если они напишут продукт для себя, то через некоторое время он умрет без рынка и дальнейшего развития. Поэтому все существуют внутри себя. Чтобы эффективно двигаться в развитии промышленного софта, нам надо сделать ставки на каких-то национальных чемпионов, которые живут в этом рынке и станут нашими будущими «сименсами», – сказал Гонтарев.
Пас от коллеги принял представитель одного из «национальных чемпионов» Михаил Бочаров: «Утром на нашей сессии как раз был вопрос из зала, зачем «Газпром» и «Росатом» делают свои разработки. Отдайте все ГК «СиСофт», пусть он этим занимается. Да, мы уже вышли на тот уровень, когда российский разработчик, являясь лидером на рынке, уже затрагивает интересы страны. Но коммерческий разработчик не будет и не должен делать всю работу, государство должно идти навстречу как минимум по фундаментальным исследованиям. Мы используем свое ПО, но у нас неудобная система управления данными за пределами наших разработок. Вот здесь нужна твердая государственная рука. Разработка общих правил цифровой экосистемы – задача, прежде всего, государственная». С этим никто не спорил.
В свою очередь вице-президент АО «Атомстройэкспорт» Ирина Власова сделала акцент на процессе внедрения ПО. По ее словам, российская ИТ-отрасль уже подошла к тому моменту, когда у вендоров не хватает ресурсов. «Коробочные решения», особенно сложные инженерные софты, всегда требуют кастомизацию под конкретный бизнес, под определенную специфику. У нас же как класс отсутствуют интеграторы, которые готовы внедрять сложное программное обеспечение. Вот их и надо развивать», – резюмировала Власова.
Наталья Гончарова.
Источник: https://ancb.ru/publication/read...
Комментарии