Все новости

Все вопросы для аттестации известны, они официально размещены в открытых источниках – нужно просто хорошо готовиться.

Процедура аттестации государственных и негосударственных экспертов строительных экспертиз существенно усложнилась – теперь каждый претендент должен почти безошибочно пройти тестирование, а государственные эксперты – еще и сдать устный экзамен. О том, как экспертное сообщество проходит аттестацию в новых условиях, мы беседуем с директором Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимиром Калинкиным:

- Владимир Николаевич, прошло пять месяцев со времени введения новой процедуры аттестации экспертов государственной и негосударственной экспертизы. Подтвердились ли прогнозы и опасения или можно говорить, что процесс идет успешно?

- В целом наши прогнозы подтвердились: ожидаемая рядом экспертов цифра прошедших аттестацию и переаттестацию, как изначально и утверждалось, составила 30-40% от действующих экспертов. Об этом мы с вами говорили в апреле (см. статью «Новые правила аттестации экспертов: без права на ошибку» - Ред.). Напомню, что для сотрудников негосударственных экспертиз аттестация состоит из двух этапов. Первый – проверка документов на соответствие образования и стажа работы заявленным требованиям – эти параметры в последние годы не менялись и не пересматривались. Второй этап – это компьютерное тестирование по новым правилам и требованиям, где полностью исключен «человеческий фактор» и компьютерная система выдает четкий результат.

Конечно, когда вступили в действие новые требования, мы неоднократно получали претензии от ряда организаций, что в Минстрое России вопросы тестирования не соответствуют приказу, а ответы неправильные. Но хочу напомнить, что у нас есть процедура обжалования, некоторые претенденты ею воспользовались, и ни разу мы не увидели какой-то ошибки или необоснованно включенного в перечень тестов вопроса. Мы понимаем, почему это происходит, - действительно, количество успешно сдающих экзамен экспертов негосударственной экспертизы сократилось в разы и, естественно, это вызывает определенные вопросы. Но мы всем отвечаем: готовьтесь! Все вопросы известны, они официально размещены в открытых источниках – нужно просто хорошо готовиться.

Таким образом, после тестирования для негосударственных экспертов процедура аттестации заканчивается. При этом успешно процедуру тестирования проходит каждый третий эксперт – и из негосударственной, и из государственной экспертизы. Но поскольку эксперты госэкспертизы смотрят проекты уникальных и технически сложных объектов, мы предъявляем к ним дополнительные требования, и для них есть дополнительный этап – устный экзамен. Вопросы для устного экзамена -  сейчас их порядка 750 - утверждены приказом 2018 года, они абсолютно свежие. Экзамен проходит на площадке Минстроя России, в аттестационную комиссию включены представители как Минстроя, так и ряда федеральных госэкспериз. Состав комиссии очень сильный, и мы можем правильно оценить качество знаний любого эксперта. Устный экзамен позволяет увидеть, что эксперты не просто зазубрили наизусть некоторый объем знаний, а понимают материал.

Более того, буквально с 1 сентября на устном экзамене присутствуют такие же аттестованные эксперты по тому направлению деятельности, по которому претендент отвечает аттестационной комиссии. Это сделано для того, чтобы проверить глубину знаний.  Первый успешный опыт у нас уже есть, мы попросили принять участие в этом экзамене аттестованных экспертов Главгосэкспертизы, Мосгосэкспертизы, госэкспертизы Московской области и госэкспертизы ряда министерств и ведомств. Мы прогнозировали, что и на этом этапе отсев будет достаточно большой, но увидели, что он минимален, фактически, единичные случаи. Поэтому мы пришли к выводу, что система тестирования эффективна, она убирает тех, кто не готов, и на следующем экзамене 90% экспертов успешно его сдают.

Сейчас с учетом принятых изменений в Градостроительный кодекс мы прорабатываем новое направление – это аттестация экспертов, которые осуществляют проверку достоверности сметной стоимости проекта. Сейчас эксперты аттестуются только в части безопасности зданий и сооружений, а лица, которые занимаются проверкой сметной стоимости, в разряд экспертов не попадают, и их квалификация никаким образом не проверяется. Теперь же с 2020 года они также будут подлежать аттестации. С учетом того, что сейчас вопросы стоимости строительства стали выдвигаться на первый план, это особенно актуально. Так что тем специалистам, которые сейчас в госэкспертизах проверяют сметную стоимость строительства, нужно готовиться к процедуре аттестации – время до 2020 года у них есть.

- Как негосударственная экспертиза восприняла ужесточение требований к аттестации экспертов и такой процент отсева на тестировании?

- Спокойно. Тем более что в ходе процедуры общественного обсуждения этого документа никто не был против. Кроме того, мы этим документом отменили «крепостное право» для экспертов - ранее эксперт, работавший в федеральной государственной экспертизе, не мог перейти в негосударственную экспертизу без новой аттестации, хотя он ранее прошел аттестацию, в том числе как эксперт особо опасных и технически сложных проектов. Сейчас эксперты могут свободно переходить из одной организации в другую, не сдавая по новой аттестационный экзамен.

- Но по каким же причинам 60-70% специалистов не проходят процедуру тестирования? Не успевают по времени? Теряются перед компьютером? Или не хватает знаний?

- Действительно, новые требования достаточно строгие и основной отсев - у экспертов негосэкспертизы. Понимаете, людей сразу видно. Я несколько раз ездил на процедуру тестирования, и четко видно: пришли сосредоточенные, спокойные эксперты, без разговоров прошли тест за время куда меньшее, чем отведено. А потом видишь этих же экспертов на устном экзамене – они легко ориентируются во всех требованиях и полностью «в материале». Так что успешное тестирование полностью зависит от уровня подготовки специалистов. Может быть, поэтому эксперты госэкспертизы гораздо успешнее сдают тесты.

Каких-то эксцессов по поводу того, что кто-то не смог разобраться, как работает система, пока не было. Мы до начала тестирования даем 40 минут для того, чтобы можно было адаптироваться к программе, запускаем пробный тест, чтобы люди могли освоиться и все понять.

Так что все опасения, что эксперты вообще не смогут пройти аттестацию по новой системе, не оправдались – хорошо подготовленные, знающие специалисты ее без труда проходят.

- Не появился «черный рынок» продажи аттестатов уже по новым требованиям или какие-то «левые» центры тестирования?

- Наверно, теоретически возможно все, что угодно, но реестр всех аттестованных экспертов официально размещен на сайте Минстроя России, поэтому такой деятельностью заниматься бессмысленно, потому что на определенном этапе это все равно всплывает, как поддельный диплом. Уважающая себя экспертиза при приеме эксперта на работу заглянет в реестр Минстроя и проверит, есть он там или нет.

Относительно неких псевдо-центров тестирования - их много, как и раньше, и это личное дело каждого претендента - ходить в эти центы или нет. Эти центры подчас заявляют, что их тесты идентичны нашим вопросам и ответам, но некоторые из них после того, как их клиенты прошли подготовку и не смогли пройти тестирование у нас, поправили свою рекламу и написали, что их вопросы соответствуют вопросам Минстроя. Но ведь все вопросы находятся в открытом доступе, и я не исключаю, что в этих центрах они, действительно, есть.  Но сдавать тест эксперты все равно будут в Минстрое России, где бы они до этого не готовились. Экзамен проводится на сертифицированном оборудовании уполномоченными должностными лицами Минстроя, на единственной выбранной Минстроем площадке, все, как прописано в соответствующем постановлении Правительства и приказе Минстроя. И получить документы о прохождении аттестации они могут только в Минстрое России.

Причем мы беседовали с претендентами и выяснили, что на их результат практически не влияет, сами они готовились или их готовили в каких-то центрах тестирования. Квалифицированные эксперты, не пользуясь никакими услугами центров, успешно проходят тесты и сдают устные экзамены, а при этом лица, прошедшие подготовку и тестирование, подчас не могут его сдать.

- То есть учебные центры, которые будут гарантировать клиенту какой-либо положительный результат или преференции при прохождении аттестации в Минстрое России, заведомо обманывают своих клиентов?

- Совершенно верно. Все такие обещания – это заведомый обман экспертов, а учиться специалисты могут где угодно – это их выбор. А вот обязательное повышение квалификации эксперт может пройти в любом учебном заведении, у которого есть соответствующая лицензия. В любом случае для эксперта нет смысла покупать «корочки» о повышении квалификации, которые ничего ему в смысле знаний не дадут. Уважающие себя крупные экспертизы проводят такое обучение централизованным образом для того, чтобы действительно повысить компетенцию своих специалистов.

- Если эксперт не проходит процедуру аттестации, он теряет право быть экспертом? И как быстро он может еще раз попытать счастья?

- Если человек не проходит аттестацию, он может подать документы на пересдачу через полгода. То есть он на полгода теряет возможность подписывать экспертные заключения, но как специалист (без права подписи заключений) может продолжать работать в свой экспертизе, радикально это на его судьбу может не повлиять.

Но лица, получающие аттестаты, должны быть компетентными, потому что в их руках вопросы безопасности и надежности тех сооружений, проекты строительства которых проходят государственную и негосударственную экспертизу. Снижение количества аттестованных экспертов по рынку пока не ударило, я думаю, этот эффект будет виден через 2-3 года. Но опять-таки мы не должны забывать, что те, кто сейчас работает в отрасли, будут прилагать усилия подтянуть свои знания до соответствующего уровня. Во всяком случае, у них есть время и возможности.

Так что в целом мы удовлетворены теми изменениями, которые произошли, и будем двигаться дальше.

- Спасибо за беседу!

Лариса Поршнева


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.