Все новости

Жилищно-коммунальное хозяйство России – это огромная отрасль. И далеко не все понимают, что в ней реально происходит.

В России сменилось правительство, в том числе руководить Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства начинает новый человек. А, значит, самое время подвести итоги сделанного и поразмышлять о том, что следует предпринять в ближайшие годы. С этой  целью  мы обратились   к председателю Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрею Широкову  и попросили ответить на наши вопросы.   

Критическая стабильность

- Давайте начнем с общего вопроса: как в целом можно охарактеризовать ситуацию в российском ЖКХ?

- Если говорить в целом, то ситуацию можно оценить, как стабильную,  но вопрос - хороша ли эта стабильность? С моей точки зрения многие вопросы коммунальной инфраструктуры, управления жилищным фондом находятся в критической стадии. Почему я говорю, что положение одновременно стабильное и критическое? Россия расположена далеко не в самой благоприятной природной зоне -  зима длинная, морозы сильные. И далеко не все дома отвечают требованиям теплозащиты. К тому же многие из них построены давно, износ большой и частично они утратили свои качественные характеристики. Вместе с тем, современные методы строительства и эксплуатации позволяет обеспечивать жителям нормальные условия для жизни. Мы не часто слышим о коммунальных авариях, о том, что замерз целый город или поселок.  Если же аварии происходят, то героическим трудом они ликвидируются. Поэтому я бы сказал так: больной в стабильном состоянии, но если не лечить, то может и умереть.

Дракон с двумя головами

- И все же, с вашей точки зрения, какие самые болевые точки ЖКХ?

- Я никогда не говорю о болевых точках ЖКХ, потому что считаю, что такого симбиоза различных хозяйств в России не существует.  Есть жилищная сфера экономики и есть коммунальное хозяйство.  И это два разных сектора  с разными точками и формами принятия решений.  Наше жилье сегодня имеет собственников. И это не только публичная власть, но и физические и юридические лица.  У муниципалитетов во владении  осталось жилого фонда от 5 до 10%. Такая ситуация сложилась после приватизации жилья. В 2004 году принят Жилищный кодекс РФ. Он закрепил существующее положение. И все решения по управлению МКД по нормам этого закона следует принимать  собственникам. Можно долго говорить, что наш гражданин -  нерадивый собственник, не желает участвовать в управлении своим домом, но это, согласно законодательству, не умаляет его значение. Собственники имеют право создать объединение - ТСЖ, а оно может выбрать форму самоуправления или нанять управляющую организацию. Поэтому сегодня забота о МКД принадлежат его жителям. В законе зафиксирована так же возможность выбора способа капитального ремонта. В общем, граждане, учитесь и умейте всем этим  пользоваться!

Большое количество жилья сегодня в аварийном состоянии. Действовал с 2012 года указ Президента России №600, который ставил задачу ликвидировать аварийный фонд,  скопившийся до 2012 года. Ее  в целом удалось выполнить, но интересно другое: с 1 января 2012 года по 1 января 2018 года появились новые 12 млн кв. м. аварийного жилья. Государство раздумывает, что с этим делать. В Минстрой сейчас пришли новые люди, им придется решать эту непростую задачу. Причем, каждый год этот фонд только прирастает.  Где найти на эти цели средства? Сегодня стоит вопрос о судьбе Фонда содействия реформированию ЖКХ; была борьба между ним и Минстроем, которое считало, что способно обойтись без Фонда. Но было бы лучше совместно навалиться на эту постыдную проблему, когда в XXI веке у нас большое число граждан проживают в бараках или развалюхах, и больше 20% жилья не имеет теплых туалетов.  

Коммунальное хозяйство  – это самостоятельная сфера, оно в основном принадлежит муниципалитетам, которые и несут ответственность за его состояние. Здесь тарифы утверждает государство. Поэтому о нем разговор особый.

Вот давайте и поговорим. Основным способом реформы коммунального хозяйства была выбрана сдача коммунальных объектов в концессию.  Прошло несколько лет, можно ли подвести некоторые итоги? Достигнуты ли поставленные цели?

- Увы, вывод тут однозначный: институт концессий в том объеме, на который надеялось правительство, в России не состоялся.  Она лишь один из инструментов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры. Но центральная власть нацеливает регионы повсеместно использовать концессионные соглашения. Концессионеру предоставляется вся зона ответственности по оказанию потребителю того или иного вида услуг. Сегодня реализуются несколько таких проектов с использованием средств негосударственных пенсионных фондов или банков. Но эти примеры показывают, что даже специалистам непонятно, как обеспечить возврат инвестиций.  Минстрой в своих отчетах вынужден показывать, что много одногодичных концессий, а то и просто пустых, когда после заключения договора никаких инвестиций не поступает. Многие эксперты полагают, и я разделяю это мнение, что концессия – это скрытая форма приватизации финансовых потоков, то есть платежей получателей коммунальных услуг.

Концессионер, чаще всего, вкладывает в свои проекты заемные деньги. Перед ним возникает вопрос обслуживания этого долга. При этом тарифы регулирует государство, и эти тарифы надо называть политическими, то есть, на самом деле, это способ заигрывания с населением – мол, смотрите, как власть защищает свой народ! В концессионном соглашении фиксируются правила, согласно которым концессионер берет на себя обязательство по объему инвестиций при согласованных тарифах, и они  должны соответствовать этим обязательствам. Но в этой зоне возникают противоречия и риски, а разногласия приходиться решать в судах.

Безусловно, концессии имеют право на жизнь, но преимущественно на крупных коммунальных предприятиях, а в мелких коммунальных хозяйств  малых городах концессии не приживаются, они там не окупаются.  От имени ТПП РФ мы будем готовить записку, в которой будут предлагаться и другие формы работы в коммунальной сфере.  

А можно узнать о каких формах идет речь?

- Нужно применять различные бизнес-процессы. Например, население муниципалитета нуждаются  в услугах по качественной очистке сточных вод или  услуги по отоплению и приготовлению горячей воды для многоквартирных домов. Местная власть объявляет конкурс на привлечение частной компании, которая берется предоставлять такие услуги, заключает  соглашение о тарифах на многие годы вперед. Но этот комплекс  созданных  новых сооружений не передается в собственность органов публичной власти, а используется частным ее партнером  для предоставления указанных услуг. Цена услуг может оказаться достаточно высокой и основной задачей для публичной власти становится только поддержка части населения в форме жилищных субсидий.

 Почему муниципалитеты  все время пытаются взять в собственность коммунальную инфраструктуру, пусть это будет частное предприятие, у которого потребителями покупаются его услуги.   Пусть этим занимается бизнес и на этом зарабатывает. Такая модель действует по всему миру. Мы же тратим бюджетные миллиарды  на создание коммунальной инфраструктуры, а затем государство ломает голову, как ее эксплуатировать. Зачем ему все это?

Земля и дом вместе навек

Сегодня МКД и земельный участок юридически не связаны друг с другом. Вы выступаете за создание единого имущественного комплекса. Что это способно изменить?

- Я считаю, что нам надо вернуться к созданию кондоминиумов. Соответствующий закон был принят в 90-е годы, но после введения ЖК РФ этот институт был упразднен. Но ведь всем ясно - дом не может находиться в воздухе, отрываться от земельного участка. Когда приступают к  строительству, то на планах всегда присутствует землеотвод. И почему бы публичной власти не межевать землю так, чтобы  МКД обладали бы земельными наделами. А сам дом должен быть зарегистрирован в качестве объекта недвижимости, он должен иметь свою текущую стоимость, восстановительную стоимость, то есть средства, необходимые для капремонта. Собственники квартир только тогда станут реальными собственниками домов, когда станут понимать, чем они конкретно обладают и какое бремя ответственности за эту собственность они несут.

 Кондоминиумы обязывают его владельцев принимать решения о судьбе своего строения. А так же они должны обладать правом  зарабатывать на нем средства. Когда я был депутатом Мосгордумы, то одному столичному чиновнику доказывал: собственник должен сам эксплуатировать дом, в котором живет, но город взял себе все нежилые помещения в домах и лишил коллектив собственников возможностей зарабатывать, сдавая в аренду эти     помещения. У нас же эти все доходы от использования нежилых площадей  идут в городской бюджет, из которого затем  деньги выделятся на частичную оплату содержания домов.

Это неправильная схема.  Я считаю, публичная власть должна отказаться от этой недвижимости и доходы от сдачи в аренду этих площадей должны полностью идти на счет дома для его содержания. Да, есть дома, которые таких возможностей не имеют. Они в качестве компенсации должны получать  бюджетные субсидии.

Там, где удалось совместить в единый комплекс «земля-общее имущество-все помещения в доме» там собственники стоят перед решением глобальной реконструкции своих МКД с увеличением их площадей. Сегодня  в Москве столкнулись интересы жителей, объединенных на добровольных началах в ТСЖ, и тех, кто не являются членами этих объединений. Первые выступают против реновации, против переселения, выступают за реконструкцию их домов, вторые – за реновацию.

Время для переосмысления близко

Нужны ли нам еще законы, регулирующие жилищную и коммунальную сферу,  или действующего законодательства вполне достаточно?

-   Многие эксперты полагают, что настал момент для переосмысления всего законодательного поля в этих сферах. А так же норм, регулирующих  вопросы  управления жилым фондом, проведения капремонта. Но прежде чем это делать, следует образовать объект управления – МКД.   Собственник как обязательный член объединения собственников помещений в каждом МКД должен понимать, что владеет не квартирой, а долей дома. А ценник на содержание  его имущество зависит от состояния всего объекта.

Если говорить о коммунальном хозяйстве, то многие его подвиды имеют базовые законы. И  в них постоянно вносят поправки.

В целом же многие законодательные нормы нужно переписывать. Наша беда в том, что мы все время пытаемся что-то исправить, не меняя основу. ЖК РФ образца 2004 года имел совсем небольшую толщину, а образца 2018 года – на порядок толще. Но когда-нибудь, надеюсь,  скоро,  наступит момент, когда и законодатель, и чиновники всех уровней власти поймут, что не имеет перспектив существующая модель правовых отношений в жилищной сфере,  которая не признает МКД объектом недвижимости, не требует обязательного членства каждого собственника помещения в МКД в объединении собственников с жестко установленными для них правами и обязанностями, не защищает эффективно права собственников и УК в отношениях с ресурсоснабжающими организациями. Сегодня эксперты ТПП РФ уже имеют набор предложений для начала работы над новой редакцией ЖК, но заказчик и средства на такую большую и важную работу еще не найдены

Появился новый министр строительства и ЖКХ, возможно будет сформирована новая команда. Чтобы вы хотели сказать ей?

- Надеюсь, при новом министре, как и при прежнем,  будет действовать команда экспертов. И она станет давать свои рекомендации назначенцам на любые должности в министерстве. Хочется верить, что  эти люди отдадут предпочтение экспертам-советникам, которые говорят не то, что хочет слышать начальство, а способны высказывать и отстаивать свою точку зрения. У нас есть профессиональные ассоциации, базовые площадки, где можно квалифицированно  обсуждать все злободневные  вопросы. И такой возможностью грех не воспользоваться новому Министру.

Источник:    http://iastr.ru/zhkh/1144-zhkh-p...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.