Незаконный оборот цемента, достигший пика в 2022-2023 годах, начинает понемногу снижаться – в основном из-за первых результатов эксперимента по возвращению государственного контроля и надзора в эту сферу. Хотя соответствующие требования начали действовать только в декабре 2024 год, по его итогам незаконный оборот цемента упал сразу на 3 % и составил 12,1 млн тонн или 19,1 % от всего объема произведенного за этот период цемента.
НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» и Ассоциация по техническому регулированию «АССТР» 19 августа на ежегодной пресс-конференции представили НИР «Результаты оценки эффективности введения обязательной сертификации цементов и декларирования соответствия смесей бетонных в РФ за период январь – декабрь 2024 года», а по сути – исследование незаконного оборота цемента и бетона по итогам 2024 года. В пресс-конференции приняли участие исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина и президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР» Любовь Бондарь.
Исследование было проведено «АССТР» по инициативе «СОЮЗЦЕМЕНТА» и представляет собой обширный документ, который будет направлен в федеральные органы власти, регулирующие производство, стандартизацию, оценку соответствия и сертификацию строительных материалов. Журналистам представили основные цифры и факты, и они традиционно впечатляют: почти пятая часть цемента находится в обороте незаконно, это продукция неизвестного качества, с сомнительными сертификатами или вообще без таковых, а крупнейшие строительные магазины и маркетплейсы торгуют таким товаром без каких бы то ни было подтверждающих документов. При этом прокуратура не всегда согласовывает проведение внеплановых проверок для пресечения действий нарушителей по горячим следам. На этом фоне объемы производства российского цемента начали снижаться, а экспансия иностранных производителей – прежде всего, Китая и Ирана – нарастает. Это если коротко. А теперь разберемся с подробностями.
Незаконный оборот – опасность для всей строительной отрасли
Напомним, что НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» уже неоднократно поднимал вопрос о нарастании незаконного оборота на цементном рынке – фактически с 2021 года, после отмены государственного контроля и надзора за оборотом цемента и четырехкратного роста объема фальсификата до 21,3 % представители цементной отрасли настоятельно просили вернуть госконтроль обратно. Незаконный с неизвестными качествами цемент представляет прямую и непосредственную угрозу и для застройщиков многоквартирного жилья, и для транспортных строителей, и для граждан, строящих свой дом. Поскольку цемент – основной стройматериал, то здания и объекты, построенные из продукции неизвестного качества, могут в течение нескольких лет начать рассыпаться вплоть до полного разрушения, что может привести к травмам и даже гибели людей.
«Более того, незаконный оборот цемента напрямую нарушает права потребителей, поскольку не соответствующие требованиям, растрескавшиеся, шелушащиеся, имеющие химический или радиационный фон конструкции придется демонтировать и возводить новые», – подчеркнула Дарья Мартынкина.
Еще один негативный аспект незаконного оборота цемента – чисто экономический: ущерб отрасли за 2024 году оценен «АССТР» в 91,6 млрд руб., а бюджет Российской Федерации недополучил значительную часть налогов, поскольку часть фальсификата производится «гаражным» способом, без регистрации юридического лица. На фоне падающего рынка цемента (а сокращение по 2025 году прогнозируется на уровне 10 %), а также растущего бюджетного дефицита эта проблема приобретает общенациональный характер. Именно поэтому «СОЮЗЦЕМЕНТ» в содружестве с «АССТР» все последние годы ведут активную работу по анализу незаконного оборота цемента на рынке.
Масштабы проблемы, что называется, налицо. Более того, есть возможность выявить производителей и продавцов такого цемента, а также прервать выстроенные цепочки от них к конечному потребителю – но здесь нужны внеплановые проверки сразу же по выявленным фактам, а органы прокуратуры такое разрешение давать не спешат.
«Для решения данной проблемы, привлечения к ответственности недобросовестных продавцов и пресечения деятельности кустарных производств необходимо совершенствование механизмов государственного контроля. К примеру, распространены случаи, когда прокуратура отказывает подразделениям Росстандарта в согласовании внеплановых проверок, необходимых для принятия мер по выявленным нарушениям. Важно закрепить регламентные процедуры, устанавливающие единый порядок сбора и подготовки материалов, запрашиваемых прокуратурой для согласования проверки. Кроме того, мы предлагаем внести в законодательство норму, согласно которой тарированный цемент, предназначенный для реализации через торговые сети, должен поставляться только юридическим лицом, имеющим действующий сертификат соответствия», – заявила Дарья Мартынкина.
И, конечно, производители и поставщики, продающие некую сухую смесь под видом качественного цемента, не забывают запастить необходимыми документами. Так, цемент для общестроительных нужд обязан проходить строгую сертификацию, но при этом отдельные цементы для дорожных работ могут проходить только процедуру декларирования, когда производитель сам заявляет, с какими свойствами он произвел продукт и провел свои собственные испытания без привлечения аккредитованной лаборатории. Такую подмену довольно часто делают недобросовестные производители: 71 % деклараций, выданных якобы на дорожный цемент, прикладывались к партиям общестроительного цемента. Очевидно, что эту лазейку пора закрывать.
Также Дарья Мартынкина остановилась и на контроле качества бетона, который производится, в том числе из цемента неизвестного качества. Проведенный анализ показал, что в 2024 году зарегистрировано 2703 декларации, из которых 50 % (1350 штук) приняты с нарушениями обязательных требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.21 № 1265. Основные нарушения: недостоверная и/или неполная идентификация продукции, неверный выбор схем декларирования соответствия. Из этого следует, что испытания бетонных смесей не проводились или проводились не в аккредитованной испытательной лаборатории и не в собственной лаборатории изготовителя, а сами документы, скорее всего, просто изготавливались недобросовестными центрами по сертификации или псевдолабораториями. А о том, что такие услуги предоставляются массово и недорого, говорит большое количество соответствующих объявлений в интернете,
В целом же необходимо восстановить контроль за ввозом цемента из-за пределов ЕАЭС на границе России, а также включить эти требования в Технический регламент ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», который вскоре должен быть принят странами Евразийского экономического союза.
Нарисуйте мне сертификат
Обязательная сертификация напрямую способствует сокращению фальсификата – с этого начала свое выступление президент «АССТР» Любовь Бондарь. В России сегодня действует 15 органов по сертификации, внесенных в Реестр аккредитованных лиц Росаккредитации, в область аккредитации которых включен цемент. Росаккредитации удалось прекратить работу двух органов по сертификации за нарушения при выдаче документов.
При этом даже при анализе сертификатов можно констатировать рост поставок импортного цемента из таких стран как Китай, Иран, Турция, Вьетнам. Исследование показало: число сертификатов на цемент, поставляемый на территорию РФ из других стран, выросло почти на 50 % – в 2024 году на импортный цемент из третьих стран оформлено 87 сертификатов соответствия из 518 в целом.
И если в 2023 году из Ирана в Россию цемент поставляли 15 заводов, то в 2024 году – уже 18. В 2023 году было 23 компании, которые являлись уполномоченными изготовителями из Ирана на сертификацию цемента, в 2024 году их число увеличилось до 30. В 2023 году в Россию поставляли цемент 2 завода Китая, в 2024 году их количество увеличилось до 5. И хорошо, что только до 5, потому что в Китае работает более 1000 цементных заводов, которые могут полностью завалить российский рынок цементом. Импортный цемент растворяется «на просторах Родины» после пересечения границы. Но где-то же он должен появиться? И появляется – в виде фальсифицированной сухой строительной смеси из цемента, пыли, песка и добавок в пропорциях, не отвечающих требованиям стандарта, изготовленной и упакованной в кустарных условиях – и в крупных строительных магазинах, и на маркетплейсах, и на строительных рынках.
В ходе исследования проведены проверочные закупки в «Лемана Про», «Петрович», «ОБИ», а также на маркетплейсах «ОЗОН» и «Вайлдберис». Закупки 2024 года показали, что участились случаи продажи цемента и на рынках, и в магазинах, и в торговых сетях без сопроводительной документации от изготовителя продукции. При этом обязанность иметь и предоставлять такие документы по первому требованию покупателя лежит именно на продавце, о чем сами продавцы очень часто забывают. Любовь Бондарь напомнила прошлогодний случай, когда в «Леруа Мерлен» на просьбу предоставить документ о качестве его сначала 2 часа искали, а потом принесли бумажку, ничего общего с установленным документом не имеющую. При этом покупатели супермаркета активно возмущались – но не отсутствием необходимых сопроводительных документов, а тем, что эксперты вообще заставили продавца их искать! «Что вам нужно? Цемент – он и есть цемент!», – слышалось со всех сторон от граждан, которые покупали неизвестно что для строительства или ремонта своего жилья.
И если бы только отсутствие документов было главным нарушением! Увы, испытания цемента, закупленного на крупнейших торговых площадках и маркетплейсах, показали, что 77 % образцов не соответствуют требованиям национальных стандартов, включая требования к маркировке продукции, и не имеют действующих сертификатов соответствия. Часто в этом случае на таре не указан производитель и обозначения марок цемента по ГОСТ. Из типичных нарушений – завышение класса прочности, нарушение условий хранения продукции и сроков годности (цемент – продукт скоропортящийся, срок его годности не превышает 60 дней при условии надлежащего хранения).
В целом же контрольная закупка цемента именно через маркетплейсы оказалась наиболее провальной – после получения заказа оказалось, что ни один товар не соответствует тому внешнему виду, который показан в карточке товара. Вместо красивой промаркированной упаковки цемент приходит в полиэтиленовых пакетах с криво нанесенным названием, а то и просто насыпан в мешочек. Естественно, ни о каких сертификатах и документах о качестве здесь говорить вообще не приходится. И в целом, по словам Любови Бондарь, лучше все-таки видеть, что покупаешь – в магазине можно хотя бы проверить документы, осмотреть упаковку, срок годности и т.д.
Что делать?
На вечный российский вопрос «Что же делать?» – ответ, собственно говоря, найден: вернуть государственный надзор и контроль за оборотом цемента на постоянной основе, а также вернуть инспекционный контроль на таможне каждой партии цемента, поступающей из третьих стран. С 1 сентября этого года права Федеральной таможенной службы по проведению такого контроля восстанавливаются, но нужно, что бы это было не право, а обязанность.
Конечно, нужно продолжать доносить до органов прокуратуры опасность незаконного оборота цемента. Не стоит забывать и о судебной перспективе дел о торговле продукцией без сертификата качества – это административное правонарушение, и судебная практика по таким делам есть.
Должно помочь и введение маркировки «Честный знак» на упаковках с тарированным цементом – да, это всего 13 % рынка, но именно такой цемент идет в строительные супермаркеты и на маркетплейсы. Цементные заводы готовятся к нанесению такой маркировки, и с 1 октября этого года она должна появиться.
Не менее актуальна борьба с лжелабораториями и недобросовестными органами по сертификациию
И, конечно, необходима бдительность и ответственность со стороны самих покупателей – от рядового гражданина до строительной компании. В конце концов, на проверку документов о качестве продукции уйдет не более 30 минут, а переделки, ремонты и тем более снос объектов займут гораздо больше времени и потребуют денег.
Источник: https://ancb.ru/publication/read...
Комментарии