Все новости

Новое представление о школе и старые требования СанПИНов встретились на одной площадке

Международная выставка BuildSchool состоялась во второй раз. Напомним, идея ее проведения возникла в связи с программой «Школа-2025», предусматривающей строительство новых образовательных учреждений. Мероприятие набирает популярность – в залах было заметно оживленнее, чем в прошлом году. По данным организаторов, посетителей прибавилось на 1000 человек и достигло трех тысяч. Количество участников сохранилось на прежнем уровне – 100.

Гран-при уезжает за рубеж

Половину выставки занимали планшеты с фотографиями уже простроенных зданий или проектов будущих. В этом году были представлены 31 постройка и 33 проекта. Возросло число участников из регионов. На BuildSchool также охотно приезжают архитекторы постсоветского пространства, в том числе из Армении, Киргизии, Украины, из дальнего зарубежья – Сербии, Италии, Испании, Люксембурга, Чехии.

В экспозициях, как и прежде, преобладали крупные школы, в иных количество учащихся приближается к населению поселков городского типа. Архитекторы говорят, это заказ муниципалитетов. Видимо, крупные школы экономичнее. Сохраняется и тенденция создания образовательных комплексов – детский сад плюс школа. Согласно последним веяниям, этажность зданий уменьшается, занимаемая ими площадь увеличивается. В городах-миллионниках не хватает земли, поэтому в Москве начали задумываться, как освоить подземное пространство или, наоборот, крышу. Во всяком случае, уже появился проект школы со спортплощадкой на кровле, и присутствовавший на выставке представитель Главгосэкспертизы его одобрил.

Были представлены проекты и небольших школ. Причем они необязательно предназначаются для сельской местности. Так, комплекс детского сада и начальной школы, каждый на 200 детей, разработанный «Белгородоблпроектом», строится в городе, в районе индивидуальных домов. Московская организация «INDArchitects» разработала проект «Финской школы» на 150 учащихся. Ее предлагается построить в Подмосковье. К небольшим школам у посетителей был особый интерес.

Все постройки и проекты участвовали в смотре-конкурсе BuildSchoolProject.

Общий уровень конкурсных работ, как отмечают организаторы, оказался выше прошлогоднего. Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков признался, что жюри испытывало трудности с выбором победителей: качество проектов было примерно одинаковым.

Член конкурсного жюри Николай Лызлов говорит:

– Как ни странно, в этом году постройки оказались интереснее проектов. Обычно бывает наоборот. Да, проекты были качественными, но многие как бы откуда-то позаимствованы. Поясню на примере. Лет 30 лет назад по проекту Андрея Чернихова в Москве была построен центр для реабилитации детей, страдающих аутизмом. Фасад его до сих пор поражает своей необычностью. И вот теперь ряд архитекторов повторяют решение Чернихова. Но его работа остается эксклюзивной и сегодня, а у последователей получаются неинтересные штампы.

Гран-при конкурса, как и в прошлом году, достался зарубежному участнику - его удостоен детский центр из Люксембурга. Получать приз приезжал первый секретарь Посольства Люксембурга в России.

 

За экспозицией стройматериалов будущее

Вторым по значимости на выставке можно назвать раздел строительных материалов. В сравнении с прошлым годом он выглядел более представительно и продуманно. Большая часть экспонатов – материалы, которые можно использовать как для строительства, так и для ремонта. (Говорят, многие посетители интересовались именно ремонтом.) На стендах были выставлены линолеумы, плитка, гидроизоляция, акустические плиты и пр.

Компания Комитекс Лин продемонстрировала линолеум - он отличается высокой прочностью, что особенно подходит детским учреждениям. Покупают его не только в России, но далеко за ее пределами, сказал директор по маркетингу Руслан Лаженцев, вплоть до Африки и Австралии. В производстве применяются старые полимерные бутылки, что заметно удешевляет себестоимость продукции, благо недостатка в них нет. (Вот вам пример использования бытовых отходов!)

Обратил на себя внимание еще один материал – мармолеум или натуральный линолеум. Производят его в Дании. Здесь его представляла компания ФорбоФлоринг. Причем цена мармолеума не превышала цену присутствующего на выставке искусственного линолеума. Сотрудники компании назвали несколько российских школ, где данный материал уже применяется. К сожалению, по их словам, в нашей стране производство мармолеума открывать экономически нецелесообразно.

А вот из стеновых материалов были замечены только кирпич известной компании BRAER (Тульская обл.) и цементно-стружечные плиты компании ТАМАК (Тамбов). Кирпич BRAER не дешев, тем не менее из него сейчас строится школа в подмосковном Серпухове. ТАМАК, рассказал заместитель директора Анатолий Олишевский, теперь выпускает энергосберегающие панели с каменной ватой в качестве утеплителя, которые отлично подходят для малоэтажных зданий. Все чаще их стали приобретать для строительства детских садов и малоформатных школ в сельской местности. В таких зданиях детям комфортно, и они не мерзнут даже в районах Крайнего Севера.

BuildSchool пока не приобрела популярность у производителей стройматериалов. Участники выставки, как правило, говорили, что узнали о ней из приглашения Союза архитекторов, сами они о таком мероприятии не слышали. Понятно, дело еще новое. Но раздел стройматериалов и конструкций будет неизбежно развиваться, хотя бы потому, что судьба любого архитектурного проекта зависит от их качества.

С каждым годом, видимо, будет выставляться все большее количество различных электронных устройств и сопутствующих им продуктов (особым спросом, говорят, пользовалось программное обеспечение). Были на стендах краски, мини-котельные, школьная мебель, оборудование для детских площадок. Компания «Вертикаль» из Тверской области привезла редкие для строительных выставок экспонаты – приспособления для детей с ограниченными возможностями.

 

Жарко спорили о нормах …

Еще одним незримым участником BuildSchool можно считать … нормы проектирования. На них, так или иначе, сбивались в разговорах проектировщики и архитекторы.

– Мне приходилось бывать в Скандинавских странах, где уровень образования очень высок. Там нормы дают общее направление – лишь бы здания отвечали пожарной и прочим критериям безопасности. Остальное во власти конкретных специалистов, – говорит Сергей Кондрашов, главный инженер проекта НИИ проектирования МГСУ.

В нашей стране существует Свод правил, куда относятся СНиПы, санитарно-эпидемиологические, противопожарные требования и многое другое. После вступления России в Таможенный союз добавились технические регламенты. И все эти документы необходимо учитывать. Так что нормы у нас – бог и царь проектирования. Они очень скрупулезны, регламентируют малейшие детали проекта, говорят специалисты.

Руководитель центра «Умная школа» Марк Сартан рассказывает:

– Как-то на Московском инвестиционном строительном форуме я спрашивал абсолютно всех, кто делал проекты новых зданий: опыт какой страны вы изучали? И все отвечали: никакой, у нас есть свои нормы.

Не удивительно, что круглый стол «Новые нормы – каких изменений ждут проектировщики» в рамках деловой программы проходил при полном аншлаге. Зал был заполнен до предела. На сцене находились представители Роспотребнадзора и Главгосэкспертизы, девелоперы и чиновники системы образования. Обсуждение по своей эмоциональности приближалось к накалу страстей вокруг недавнего поединка ирландского и российского борцов. Все исходят из заботы о здоровье и образовании детей. Только каждый понимает их по-своему.

Одной из самых эффективных систем образования в мире признана финская. В Финляндии на уроках дети нередко сидят не перед учителем, а вокруг него, обычно на пуфиках - считается, так лучше усваиваются знания. А в России есть такая норма – место учащегося должно освещаться слева.

– И где будет «слева», когда дети сидят вокруг учителя? – риторически спрашивал Марк Сартан. – Почему вообще место школьника должно освещаться слева? А если он левша? По статистике левшей 15%. В советское время их переучивали. Сейчас – нет. Если в солнечный день включаем компьютер, то окно закрываем шторами, вообще не имеет значения, откуда падает свет. Давайте отменим эту норму.

– Наоборот, требования должны быть более жесткими, – отвечала директор Новосибирского НИИ гигиены Ирина Новикова. – У детей стало падать зрение. По исследованиям 2010 – 2014 годов, уже с пятого класса дети надевают очки. А правшей и левшей можно рассадить по разным классам.

В общем, и зрение, несмотря на жесткие требования, не сохраняется, и финский опыт перенимается туго. При наших нормах, каким бы оригинальным ни было здание школы, ученики в классах все равно сидят в затылок друг другу, говорят архитекторы.

– Как-то мы хотели оборудовать в детском саду площадку, где бы дети могли играть с водой. Решили, пусть там будет ручей, можно пускать кораблики, наблюдать, как вода замерзает, тает. Это ли не познание окружающей природы? Но нам сказали, это паводковые воды, они не должны быть близко от детского сада, - обескураженно продолжал Марк Наумович.

– Мы все делаем в интересах ребенка. А не для того, чтобы получить премию за архитектурный проект, – строго прокомментировала Ирина Игоревна.

 

… и каждый остался при своем

В российские нормы не вписываются также атриум, широкая лестница, по которой можно не только ходить, но на которой можно сидеть, и другие элементы архитектуры, которые признаны полезными в других странах.

Конечно, это не означает, что в России совсем не строятся школьные здания с современными архитектурными элементами. Тот же Сергей Кондрашов участвовал в проектировании школы для малонаселенных районов. В этом здании между классами установлена мобильная перегородка, что позволяет менять площадь классов. В каком-то классе окажется больше учеников, – перегородку отодвигают, и его площадь увеличивается. Но такие проекты требуют специального согласования. На их подготовку времени уходит раза в полтора – два больше. Соответственно, возрастает их стоимость, и они становятся неконкурентными с типовыми решениями.

Между тем, по результатам исследования Всемирного банка, в школах, построенных по индивидуальным проектам, эффективность обучения на 16% выше, чем в типовых. Сегодняшние нормы препятствуют внедрению современного образования, говорит Марк Сартан. Его слова сопровождались, как писали когда-то советские газеты, бурными продолжительными аплодисментами зала.

По словам заместителя начальника отдела Роспотребнадзора Галины Яновской, на самом деле у проектировщиков и архитекторов есть выбор, потому что многие нормы носят рекомендательный характер. Но наши люди привыкли даже рекомендуемое принимать за обязательное. Раз так, при следующем пересмотре норм слово «рекомендуемые» будет заменено на «обязательные» (кстати, это требования Минюста), мстительно пообещала Галина Владиславовна.

Санитарно-эпидемиологические нормы будут пересматриваться в 2020 году. Роспотребнадзоро обязан рассмотреть все предложения, даже «с улицы». И обязан ответить абсолютно всем. Ответы с обоснованием будут вывешены на сайте организации. Но почему-то кажется, что большинство замечаний архитекторов и проектировщиков Роспотребнадзором учтены не будут. Уж очень разные взгляды у тех, кто нормы разрабатывает, и у тех, кто их исполняет.

Сейчас Роспотребнадзор намеревается разделить нормы для строящихся, реконструируемых и старых зданий. Наверно, правильно. В старых зданиях свет будет падать слева, а в новых это правило проигнорируют.

 

Как не сделать хороший проект плохим объектом

– На выставке было представлено много интересных и смелых дизайнерских идей, но часто для их реализации закладываются примитивно-отсталые проектные решения, – говорит Александр Леонтенко, управляющий партнер компании МЕТТЕМ-строительные технологии. – В первую очередь обращает на себя внимание засилье кирпично-силикатных стен, на которые нежестко опираются плиты перекрытий. Такие проекты Госэкспертиза вообще не должна утверждать, как небезопасное капитальное строение. А уж тем более, если они предназначаются для детских учреждений. Причем такие конструкции попадают и в новый реестр экономически эффективных проектов. В кулуарах этот нонсенс обсуждался, но в открытых докладах об этом практически ничего не говорилось. Выступлений по инновациям, которые удешевляют строительство, вообще не было. На мой взгляд, который поддерживают многие проектировщики и заказчики, в следующем году крайне желательно провести отдельную секцию, посвященную оптимальным проектно-конструктивным решениям, используемым в детских зданиях. А разработку программы конференции поручить специально созданной группе из известных ГАПов и ГИПов.

К сожалению, проект и строительство – две разные вещи, подтверждает слова нашего собеседника Галина Яновская. Не так давно в воздухе одной из школ Нижегородской области были обнаружены повышенное содержание фенола и формальдегида. Педагоги бегали по зданию, искали причину. Выносили мебель, снимали отделочные материалы. Оказалось, в процессе строительства материалы были заменены на более дешевые, чем указано в проекте. И это стала головной болью не строителей, а директора школы.

Случай далеко не единичный. Не секрет, в процессе строительства идут перерасчеты, заменяются материалы, порой первоначальный проект и узнать невозможно. (Интересно, куда смотрит авторский надзор?) Будет справедливо, сказала представитель Роспотребнадзора, если проектировщики и строители возьмут перед администрацией школы гарантийные обязательства на три-пять лет, чтобы понять, правильно ли они все сделали.

 

Источник:    http://ancb.ru/publication/read/...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.