Все статьи

Нейросети выявляют незаконные рубки и предотвращают пожары

15 сентября 2023 в 16:15

В числе ключевых проблем лесного комплекса остаются незаконные рубки и продажа древесины, а также пожары. Решать вопросы специалисты предлагают с помощью комплекса информационных технологий.

Только из-за пожаров, по экспертным оценкам, теряется ежегодно до 10 миллионов гектаров леса. Это ущерб природе и экономике страны в целом. В связи с этим возникает вопрос об эффективности мер по предотвращению пожаров, в том числе цифровыми методами.

В дополнение к существующей спутниковой системе мониторинга термических очагов сейчас внедряется система раннего мониторинга лесных пожаров. «Комплекс состоит из видеокамер, устанавливаемых на высотных сооружениях, а также серверов. Изображения обрабатывает нейросеть, и система отправляет диспетчеру координаты предположительного места возгорания. Такой лесоохранный комплекс является на сегодня одним из самых эффективных инструментом по предотвращению пожаров», — рассказывает эксперт в сфере телекоммуникаций Антон Коновалов.

Однако у такой технологии есть минус — невозможность установки оборудования в местах отсутствия инфраструктуры, а именно вышек сотовой связи, высотных строений, электросетей и каналов связи. «Вопрос также связан с общей цифровизацией отдаленных районов: нет связи — нет мониторинга. Сейчас в лесах России установлено более двух тысяч камер, но это явно недостаточно для обширной территории нашей страны», — добавляет эксперт.

Отсутствие связи в отдаленных участках часто делает невозможным внедрение некоторых цифровых технологий, которые зависят от наличия постоянного интернет-подключения, добавляет гендиректор компании Mobile Inform Group Константин Манцветов. «Поэтому государство, с одной стороны, может помочь в вопросе создания качественной спутниковой сети, а с другой — заключением договоров с компаниями телеком о возведении вышек, обеспечивающих 2G/3G/4G-сотовую связь на отдаленных территориях», — отмечает эксперт.

Кроме того, по словам Константина Манцветова, многие проекты автоматизации в отрасли ранее были реализованы на зарубежных операционных системах и оборудовании. Поэтому сейчас потребуются дополнительные финансовые и временные вложения, чтобы перекроить архитектуру под российские продукты.

Эффективными для лесного хозяйства эксперты называют технологии, связанные с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Но сейчас их использование затруднено, введены ограничения на использование. Тем не менее на будущее стоит учитывать, что БПЛА хороши для мониторинга и сбора данных. «Они применяются для дистанционного зондирования местности, инвентаризации лесов и наблюдения за состоянием лесного покрова: определения уровня зеленой массы, влажности почвы, степени засухи, температурного режима и других показателей. Территорию в несколько десятков квадратных километров коптер осмотрит за считаные часы, — рассказывает директор департамента промышленных решений компании Skymec Антон Ларсен. — Применяя дроны, специалисты определяют места вырубки, выявляют деградацию леса, определяют запас древесины на участке, опознают группы пород леса, оценивают высоту, возраст и здоровье деревьев, получают информацию о поражении инфекциями или вредителями. Все это помогает лесопромышленникам принимать более взвешенные решения в сфере ухода за лесами и повышения их продуктивности, а также улучшать планирование лесозаготовительных работ».

Кроме того, беспилотник, оборудованный тепловизионной камерой, является эффективным инструментом обнаружения и контроля лесных пожаров. Данные об местоположении и интенсивности возгораний природных территорий, собранные с помощью беспилотных летательных аппаратов, позволяют быстро принимать меры по тушению огня и предотвращать его распространение. При необходимости коптеры применяются даже для оценки ущерба, нанесенного лесу огненным смерчем.

Но, повторяют специалисты, использование БПЛА возможно только с разрешения властей. А они, в свою очередь, принимают решения, ориентируясь на вопросы, связанные с безопасностью и защитой граждан.

Еще одна ключевая задача автоматизации отрасли — обеспечение прослеживаемости движения продукции.

С 2014 года в России работает система ЛесЕГАИС, а с 1 сентября этого года в отдельных регионах заработала еще и Федеральная государственная информационная система лесного комплекса ФГИС ЛК, с дальнейшим охватом всей страны в 2024 году.

При этом с 1 января 2022 года в ЛесЕГАИС обязательным является наличие электронного сопроводительного документа для перевозки древесины. Электронный сопроводительный документ требуется на каждом этапе перемещения древесины, и он заменяет бумажную версию. Все операции, связанные с перевозкой древесины без электронного сопроводительного документа, считаются недействительными, говорит руководитель Центра сертификации «Ростест Урал» Екатерина Курбатова.

«По информации Рослесхоза, уже сформировано более 10 миллионов электронных сопроводительных документов. В то же время предприятия лесной отрасли периодически фиксируют технические сбои системы ЛесЕГАИС. Однако сейчас эта проблема менее заметна по сравнению с 2022 годом, когда фиксировались в том числе случаи DDoS-атак на многие российские сайты и сервисы», — рассказывает президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Ольга Калюжная. «В целом ЛесЕГАИС способствует улучшению прозрачности в цепочке поставок древесины, снижению уровня незаконной заготовки, ускорению и упрощению документооборота между участниками рынка», — добавляет эксперт по маркировке товаров и специалист в области кибербезопасности Станислав Сидоров.

Кроме того, с января 2025 года на платформе «ГосТех» должен заработать обновленный государственный лесной реестр, с помощью которого госорганы будут проинформированы о состоянии лесов и лесопользовании.

«В целом это положительное и перспективное решение, поскольку должно сократиться количество нелегальных сделок, сложнее станет утаить сведения об объектах переработки и складирования древесины. Сейчас реестр тестируется», — добавляет эколог Владимир Ильичев.

При этом, отмечают эксперты, актуальным остается вопрос маркировки древесины. Для корректной работы электронных систем каждый ствол должен быть отмечен, чтобы можно было увидеть, где он вырос, кем был срублен, перевезен и кому продан.

«Учитывая особенности бизнес-процессов, маркировка должна выдерживать максимально суровые условия. Лес сплавляют по рекам, он подвергается всем проявлениям русской природы — от сибирских морозов до южного палящего солнца. Не любая маркировка выдержит такие испытания. Поэтому сейчас больше всего экспериментов с RFID-метками, так как они обеспечивают считывание без прямой видимости с достаточно большого расстояния, а корпус защищает их от агрессивных условий. И всем бы хороша технология, но стоит она очень дорого, ведь требуется не только промаркировать каждую единицу, но и оснастить всех участников оборудованием с поддержкой UHF, которое стоит на порядок дороже обычного. Сейчас для учета массово используется штрих-кодирование, например, для больших бревен используется синтетическая этикетка с штрих-кодом, нанесенная на торец», — рассказывает Константин Манцветов.

Для контроля соблюдения зон вырубки применяются планшеты с высокоточным позиционированием, которые способны с точностью до сантиметра определить координаты.

Для обычного пользователя такая точность избыточна, а в лесном управлении лишний метр вырубленного леса по периметру всего участка вырастает в существенные потери.

Одним из барьеров на пути внедрения цифровых технологий в систему управления лесным комплексом остается дефицит квалифицированных кадров. «Сейчас операторы с опытом работы в полевых условиях ценятся на вес золота, их не хватает, а подготовка большого количества новых специалистов занимает время. Решению этой задачи способствует внедрение обучающих программ в вузах и развитие специализированных площадок», — добавляет Константин Манцветов.

Один из способов учета в лесном комплексе — это система «Государственная инвентаризация лесов», в которой сбор данных осуществляется с помощью метода дешифровки, добавляет зам генерального директора компании «Экострой» Алексей Жучков. «Метод дешифровки сейчас широко внедряется, так как упрощает работу специалистов. Берутся спутниковые снимки, и проводится расшифровка данных о лесах, которые вносятся в программу. Но есть и минус — нет полной картины, фотографиями с самолета или спутника невозможно заменить взгляд человека снизу, на месте. Поэтому, по-моему, основная проблема — это все же нехватка кадров, специалисты не хотят идти в лес, оценивать состояние своими глазами, лоббируется дешифровочный способ, а он не совсем точный», — отмечает Алексей Жучков.

При этом сейчас в учете городских лесов используется программа «Единая среда», в которую вносятся все данные о насаждениях в муниципалитетах сразу в электронном виде как часть общей цифровизации города, добавляет эксперт.

Источник:    https://rg.ru/2023/09/15/shtrih-...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.