На "вечный" для страны вопрос попытались ответить ученые свыше 30 институтов Российской академии наук. Это один из самых масштабных проектов РАН за последние годы. Он выполнен по поручению президента Владимира Путина, в 2008 году предложившего ученым расширить исследования проблем территориального планирования страны. Корреспондент "РГ" беседует с одним из участников работы, доктором географических наук Андреем Трейвишем.
"Первое наше бремя есть бремя земли - необъятного, непокорного, разбегающегося пространства", - писал в 1934 году очень популярный сейчас русский философ Иван Ильин. И подобные мнения высказывали многие известные русские люди. Разве это не странно?
Андрей Трейвиш: Эти мнения о нашем пространстве менялись. Когда Пушкин сочинил свое знаменитое стихотворение "Клеветникам России" с величавыми образами раскинувшейся на огромном пространстве страны, его друг ближайший Петр Вяземский написал: "Мне так уж надоели эти географические фанфаронады наши: от Перми до Тавриды и проч... Что же тут хорошего, чем радоваться и чем хвастаться, что мы лежим врастяжку, что у нас от мысли до мысли пять тысяч верст...". Споры о роли территории в развитии страны - благо оно или обуза - обострялись периодически. И мнение зависело от вполне конкретных вещей. Скажем, в середине XIX века для многих территория вдруг стала представляться обузой. Даже император Николай I клял наши дороги. Дело в том, что многие века скорость передвижения и у нас, и в Европе была примерно равной. А потом там появилась железная дорога, и мы вдруг ощутили, что безнадежно отстаем в скорости передвижения.
Источник: http://www.rg.ru/2014/05/28/pros...
Комментарии