Все обсуждения

  Показать карточку документа

Обсуждения

Обсуждение: ПУЭ . Правила устройства электроустановок

Статус ПУЭ?

- Действует частично (не все статьи утверждены ФОИВ), справочный (т.к. не является документом в области стандартизации по ФЗ о "ТР", а обязательными для исполнения являются только технические регламенты ТС или РФ), порядок применения не определен.

В приложении 2 к приказу ОАО РАО <> от 14.08.2003 N. 422, "Перечень НТД, утвержденных в министерствах и ведомствах Российской Федерации до 01.07.2003, подлежащих обязательному исполнению", документ перечислен под N. 28.

по Реестру действующих в электроэнергетике НТД в согласно приложению 1 к приказу ОАО РАО <> от 14.08.2003 No. 422 документ перечислен под No.580.

Имеет идентификационный номер: СО 153-34.20.120-2003

Наименование: Правила устройства электроустановок (Раздел 6, гл.7.1 и 7.2 - Утв. Приказом Министра Минэнерго РФ от 06.10.1999; Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9, 7.5, 7.6, 7.10 - Утв. Приказом Министра Минэнерго РФ от 08.07.2002 No. 204; Главы 2.4, 2.5 - Утв. Министром Минэнерго РФ от 20.05.2003 No. 187; Главы 4.1,

4.2 -Утв. Министром Минэнерго РФ от 20.06.2003 No. 242; Глава 1.8 - Утв.

Министром Минэнерго РФ от 09.04.2003 No. 150) В приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2011 г. No. 435 "Об утверждении раздела I <> Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по состоянию на 1 июля 2011 года" ПУЭ перечислен для использования в текущей деятельности в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, в подразделе IV. Нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, нормативные документы органов исполнительной власти (подразделений органов исполнительной власти) СССР и РСФСР" , в пункте 5.

"Безопасность электрических и тепловых установок и сетей", подпункт 5.2.

"Безопасность электрических установок и сетей", No. 5.2.54.

Но, кроме этого хочется отметить то, что:

1 Начиная с 2008 г. по настоящее время утверждено и введено в действие около 47 СТО 70238424. ... серии "Условия создания" (читай правил устройства) конкретного электро-: оборудования, систем, устройств, станций, подстанций, линий электропередачи и т.п. и около десятка СТО 56947007-... касающихся норм проектирования и условий создания.

2 По Федеральному закону Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О

техническом регулировании" ПУЭ не может быть классифицирован (отнесен) к документам в области стандартизации (статус не определен).

3 Последние изменения выведшие из-под действия Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" "...отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением ... требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации." (статус ПУЭ еще более неопределенный).

4 Последние Изменения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" у Правительства РФ (Минэнерго в частности) не предусмотрены полномочия по определению (утверждению) правил устройства электроустановок и правил технической эксплуатации электрических станций и сетей.

Полномочия Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике уполномочено:

- утверждать:

правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков; существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности; порядок разработки, согласования и утверждения схем и программ развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры; правила оказания услуг по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике; примерные договоры купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) с потребителями; правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, включающие в себя перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, перечень субъектов оперативно-диспетчерского управления в указанных системах и порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в них; правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках; правила и порядок деятельности гарантирующих поставщиков; порядок предоставления межсистемных электрических связей, в том числе методику осуществления взаиморасчетов, связанных с урегулированием отношений по передаче электрической энергии; порядок расследования причин аварий в электроэнергетике; порядок создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения в целях предотвращения нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным наряду с другими причинами опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями; основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики, содержащие целевые показатели объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии; план или программу мероприятий по достижению указанных целевых показателей; критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами в соответствии с положениями пункта 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или ином законном основании; правила технологического функционирования электроэнергетических систем;

- определять:

порядок и условия строительства и финансирования объектов электроэнергетики; порядок вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации; порядок взаимодействия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с сетевыми организациями, осуществляющими оперативно-технологическое управление; особенности осуществления принудительного разделения хозяйствующих субъектов, осуществляющих монополистическую деятельность в сфере электроэнергетики; существенные условия договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий; перечень отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков; и изменять границы ценовых и неценовых зон оптового рынка с учетом технологических и системных ограничений Единой энергетической системы России основные направления государственной политики в сфере энергосбережения; механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем продажи электрической энергии, произведенной функционирующими на их основе квалифицированными генерирующими объектами, на оптовом рынке по равновесным ценам оптового рынка с учетом надбавки, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или путем продажи мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии с применением механизма торговли мощностью, предусмотренного правилами оптового рынка для продажи мощности указанных генерирующих объектов.

- устанавливать:

критерии и порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети; порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; правила оказания услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощности; критерии и порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их

финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; порядок утверждения (в том числе порядок согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) инвестиционных программ и осуществления контроля за реализацией таких программ; особенности функционирования оптового и розничных рынков в отдельных частях ценовых зон оптового рынка порядок подачи ценовых заявок субъектами оптового рынка, порядок их отбора и определения равновесной цены оптового рынка с учетом особенностей его ценовых зон; правила ведения обязательного раздельного учета по видам деятельности в электроэнергетике; правила, критерии и порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, как соответствующего целевым показателям, установленным в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики (далее - функционирующие на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированные генерирующие объекты). К генерирующим объектам, функционирующим на основе использования возобновляемых источников энергии, относятся также объекты, осуществляющие комбинированную выработку электрической и тепловой энергии, в случае, если указанные объекты используют возобновляемые источники энергии для выработки электрической и тепловой энергии; порядок согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям; порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора;

принимать меры социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе в форме утверждения порядка предоставления таким гражданам обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

осуществлять поддержку использования возобновляемых источников энергии и стимулирование использования энергетических эффективных технологий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

А согласно Ст. 38. "Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией":

- ответственность перед потребителями электрической энергии за надежность

обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов (которых нет и их разработка не предусматривается в ближайшем будущем в рамках Таможенного Союза) и иными обязательными требованиями (непонятно что они) несут (в пределах своей

ответственности) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации;

- основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией является надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.

С уважением,

Начальник отдела технического регулирования Департамента нормативно-технической политики НП "ИНВЭЛ"

Ганин Вячеслав Сергеевич

1

Имею ли я право оставить два электросчетчика однофазный и трехфазный в жилом доме имеются два лицевых счета. и два договора на электроснабжение в частном доме.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.

Другие обсуждения

Разъяснение п.1.3.18 ПУЭ

kgv, добрый день!

Ответ специалистов из "Росэлектромонтаж" (.pdf) и текстом ниже.

В соответствии с требованиями п. 1.3.18 ПУЭ (7-го издания): «При прокладке нескольких кабелей в земле (включая прокладку в трубах) допустимые длительные токи должны быть уменьшены путем введения коэффициентов, приведенных в табл. 1.3.26. При этом не должны учитываться резервные кабели».

Введение понижающих коэффициентов для длительно допустимых токов при совместной прокладке кабелей необходимо для учета взаимного (дополнительного) нагрева от близлежащих кабелей.

Под «резервными кабелями» в п. 1.3.18 ПУЭ (7-го издания) следует понимать те кабели, по которым не течет ток в рассматриваемом при расчете случае (запасные кабели, кабели, отключенные при обслуживании или аварии, прочих случаях, когда по какой-либо причине кабель отключен). По отключенному кабелю не течет ток, отсутствует нагрев кабеля, поэтому «резервные кабели» не учитываются при определении коэффициента снижения длительно допустимых токов.

В Вашем письме рассмотрен случай, когда 6 кабелей питают 3 жилых здания по II категории надежности электроснабжения (на каждое здание приходится 2 кабеля), при этом все 6 кабелей проложены в одной траншее.

В первую очередь необходимо учитывать, что для каждого из 3 жилых зданий 2 питающих кабеля являются взаиморезервирующими. В соответствии с требованиями Технического циркуляра Ассоциации «Росэлектромонтаж» № 16 от 13.09.2007 г. «О прокладке взаиморезервирующих кабелей в траншеях»:

«При проектировании взаиморезервирующих кабельных линий необходимо руководствоваться следующим:

Взаиморезервирующие кабели рекомендуется прокладывать по разным трассам, т.е. в разных траншеях с расстоянием между траншеями не менее 1 м или в одной траншее с расстоянием между группами кабелей не менее 1м.

Расстояние между траншеями увеличивается до 3 м для кабелей от третьего источника к электроприемникам особой группы I категории.

В стесненных условиях, например для объектов городской инфраструктуры, допускается прокладка взаиморезервирующих кабельных линий в одной траншее с уменьшением расстояний между ними, за исключением третьей линии для питания электроприемников первой категории особой группы. Совместная прокладка с уменьшенным расстоянием выполняется в соответствии с требованиями п. 2.3.86 ПУЭ шестого издания при условии защиты кабелей от повреждений, могущих возникнуть при КЗ в одном из кабелей.

В случае необходимости должна быть обеспечена защита кабелей от повреждений при производстве земляных работ, например, прокладка в трубах».

Таким образом, с учетом требований вышеуказанного Технического циркуляра, 6 кабелей следует прокладывать в двух траншеях по 3 кабеля в каждой, чтобы взаиморезервирующие кабели были проложены в разных траншеях.

Если выполнить прокладку кабелей в двух отдельных траншеях (по 3 кабеля) не представляется возможным и все 6 кабелей будут проложены в одной траншее, то разработчиками проектной (рабочей) документации, с точки зрения определения коэффициентов снижения длительно допустимых токов, должны быть рассмотрены и рассчитаны все возможные варианты работы электроустановки, предусмотренные схемой электроснабжения (нормальный режим, режим «Пожар», режим «Авария» и т.д.).

Учитывая все вышеизложенное, сечения 6 кабелей, питающих 3 жилых здания, должны быть выбраны таким образом, чтобы во всех предусмотренных схемой электроснабжения режимах (в том числе 4 режима, указанные в вашем письме) длительно допустимые токи кабелей соответствовали номиналам аппаратов защиты и была исключена ситуация, при которой ток в каком-либо из 6 кабелей был выше длительно допустимого.

NormaCS

Администратор, 10 апреля 2019

1
Развитие ПУЭ

Добрый день

Просим Вас пояснить требования ГОСТ 30852.13-2002 (МЭК 60079-141996)» (п.9.1.1), ПУЭ 7-ое издание (пп. 2.3.15, 2.3.39. 2.3.134), СП 76.13330.2016 (п.6.4.1.23), а так же ВСН 332-74 (пп. 5-14, 9-28) в части защиты кабеля от механических повреждений на высоте до 2 м от уровня земли или пола.

Пункт 2.3.39 ПУЭ 7-ое изд., пункт 9.1.1 ГОСТ 30852.13-20 и пункты 5-14 и 9-28 ВСН 332-74 предписывают использование бронированных кабелей для защиты от механических повреждений.

При этом пункты 2.3.15, 2.3.134 ПУЭ 7-ое изд. и пункт 6.4.1.23 СП 76.13330.2016 требуют организации механической защиты бронированных кабелей. Так же, в пункте 2.3.15 ПУЭ и пункте 6.4.1.23 СП 76.13330.2016 не указаны критерии расчета/оценки воздействий от передвигаемых грузов (габариты/масса груза) на кабели в зависимости от их диаметра (например, перемещаемый насос весом 1,5т и ящик с болтами окажут различные воздействия в случае столкновения с бронированными кабелями 3х240кв.мм и 3х4 мм). Наличие/отсутствие ограждений или бордюров вдоль проходов по которым перемещаются грузы могут ли повлиять на выбор механической защиты?

Так же в приведенных выше нормативных документах упоминаются «посторонние лица» и «неквалифицированный персонал». Просим Вас указать критерии по которым следуют оценивать квалификацию персонала (наличие профильного образования, свидетельств, удостоверений и т.д.) и степень «посторонности» лиц.

Является ли, например, оператор насосной по перекачки нефти прошедший инструктаж по электробезопасности и имеющий 3-ю группу допуска по электробезопасности, неквалифицированным специалистом? Требуется ли защищать защищен кабель от его действий? По сути оператор, механик и т.д. не являются квалифицированным электротехническим персоналом, но все они должны пройти инструктаж по электробезопасности.

Какие лица попадают под определение «посторонний человек» на нефтеперерабатывающем заводе, на который ограничен доступ людей не прошедших инструктажи (ТБ, электробезопасность и тд). Электрик обслуживающий одну установку на заводе, будет ли посторонним человеком на другой установке того же завода? Следует ли защищать кабель от его действий?

Во избежание дополнительных расходов на повсеместную защиту бронированных кабелей на высоте до 2х метров от уровня пола (в частности на подходах к электродвигателям и постам управления в зданиях) и возникновения спорных ситуаций с надзорными органами, просим Вас пояснить как оценить возможность механических повреждений и кого отнести к посторонним или неквалифицированным лицам, а так же подтвердить правомерность использования брони для механической защиты кабеля на участках подхода к двигателям и постам управления.

littleant

Пользователь, 13 декабря 2018

1