Все новости

В последние десятилетия пространственное развитие страны было стихийным.  Это привело к печальным последствиям, большое количество территорий быстро пустеет

 

В Москве завершилась XXIII Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. В этот раз она собрала   298 компаний из 17 стран мира, в том числе из  Великобритании, Германии, Испании, Италии,  США,  Франции, Швеции и Японии.  На семи дискуссионных площадках состоялись 169 мероприятий деловой программы – лекций и мастер-классов,  круглых столов.  Нам показалось, что одно из самых интересных панельных дискуссий стало обсуждение темы пространственного развития России. С началом постсоветской эпохи в этом вопросе был самый настоящий провал. Сегодня власть начинает осознавать важность этого направления, однако, пока разрыв между ее пониманием и реализацией остается большим. И, как ни странно это звучит, но закрыть его во многом способны архитекторы и градостроители. Но только в том случае, если их роль в этом процессе существенно повысится.

 

Сохранить земли

Сегодня мы имеем  ситуацию, которую можно охарактеризовать, как победу бизнеса над архитектурой. И дело тут не только в массовом строительстве, которое преследует главную цель, – получить максимальную прибыль любыми путями. Архитектура и архитекторы являются оплотами сопротивления против стихийной застройки и заселения страны, полагает президент Союза архитекторов России Андрей Боков. Бизнес никогда сам не создаст условия для рационального распределения населения по ее территории. Эту задачу способны выполнить только градостроители.

Опыт прошлого подтверждает этот тезис. В 60-е годы ХХ столетия начались проектные работы по пространственному  освоению страны. И то, что в постсоветскую эпоху эта деятельность оказалась свернутой, является настоящей бедой, считает Андрей Боков. Если мы срочно не займемся этим вопросом, то через лет 15 почти все население окажется сосредоточенным в небольшом количестве мегаполисов и агломераций. Сегодня эта тенденция весьма очевидна.

Наши города массово застраиваются высотными домами, плотность населения постоянно в них увеличивается. И мы не переломим ситуацию, пока не осознаем, что Россия - это в первую очередь страна малых городов. Сейчас в них проживает примерно 49% жителей, в то время как во Франции - все 80%.

Задача пространственного развития – это важнейшая функция любого государства. Недостаточно завоевать территорию, но нужно демонстрировать всему миру способность ее эффективно осваивать.  Если этого не происходит, возникает опасность потери земель.

Распалась связь времен

России требуется коренная ломка устоявшихся моделей пространственного развития. От СССР мы получили преимущественно отраслевую структуру освоения территорий. В современных условиях этот принцип выглядит неправомерным, мы нуждаемся в комплексном взгляде на развитие любого региона и страны в целом.

При этом у нас есть в прошлом неплохой пример того, как надо осуществлять  этот курс. На рубеже XIX и XX веков в стране проводились масштабные преобразования. Их ключевым звеном являлась  земельная  реформа, которая  представляет собой  благодатную почву для формирования местного самоуправления, роста малого и среднего предпринимательства. А это как раз то, что дает импульс для развития территории, сохранения и приумножения на ней населения.

Если мы будем продолжать идти прежним курсом, то у нас между крупными городами будет образовываться пустое пространство. В Европе, в Северной Америке, Австралии оно заполнено городскими и сельскими поселениями. Нам надо следовать  в том же направлении. И здесь большая роль отводится архитекторам, градостроителям, именно они в первую очередь обязаны представить свое видение этого явления.

Однако сегодня это сделать не так-то просто. У нас  распалась вертикаль  всего градостроительного процесса. Во главе его должен пребывать архитектор,  он же задвинут на задворки, а на первые  места выдвинуты  девелопер и подрядчик. Но у них совсем иное видение и иные цели. Им никогда не справиться с задачей организации и формированием больших общественных пространств. У них свои представления о застройке, в первую очередь это индустриальное домостроение. Россия же для освоения территорий   нуждается во всемерном развитии деревянного строительства. Речь идет об изменении структуры и принципов всего отечественного градостроительства.

Осознать реалии

Еще в 2014 году был принят закон о стратегии пространственного развития страны. Но пока он не стал по-настоящему действенным инструментом решения провозглашенных задач. Как считает  профессор МААМ Елена Чугуевская, в условиях  рыночных отношений следует начинать с анализа деформаций, существующих в том или ином регионе, с учетом развития в нем производственных отношений.

Только так мы способны осознать, в каком реальном пространстве находится Россия.

К сожалению, задачу  эту выполнить не просто. У нас утрачены многие компетенции, связанные с пространственным развитием. Не достает соответствующих  методик, нужных специалистов. Генпланы городов не имеют технико-экономических обоснований, они сводятся преимущественно к перечислению объектов, которые должны появиться.

По мнению архитектора Александра Антонова, 80% работы над генпланами – это прорисовка границ участков. Причем, это происходит на фоне огромных ошибок Росреестра и Лесного фонда. Но кроме генпланов других документов территориального планирования по сути нет. Градостроительный кодекс их не требует. В том виде, в каком существует  ГК, он является тормозом для этой работы.

Сегодня риск потери навыков к пространственному планированию совершенно реален, считает эксперт. В России по разным оценкам от 26 до 36 больших агломераций. Для их правильного развития нужны цифровые модели. Без них будет крайне сложно справиться с такими сложными системами. 

Министерство экономики при подготовке документов по пространственному  развитию в основном опирается на статистику. Но недостаточно учитывает геополитическую ситуацию, того, что происходит у нас по периметру границ. А в условиях огромного развития внешнеполитических и внешнеэкономических связей этот аспект крайне важен.

Минимальные затраты – максимальный эффект

 Современное стратегическое планирование должно базироваться на определенных принципах, отражающих нынешний этап развития страны. Базовые советские установки для этих целей непригодны. Генеральные схемы расселения должны учитывать складывающие как на отдельных территориях, так и в целом в стране ситуацию. Необходимо выработка стратегии развития крупнейших агломераций, в первую очередь московской и санкт-петербургской в увязке с сохранением малых городов и поселений. За последний период с карты России их исчезло 25 тыс.

Непродуманная в этом вопросе политика приведет к обезлюживанию  огромных пространств. Чтобы изменить положение, надо менять движение финансовых потоков. Концентрация основных капиталов в нескольких точках гибельна для страны, ведет к гигантским диспропорциям в развитии.

В России надо корректировать производственный процесс, создавать производственные цепочки по всей территории. У нас же их катастрофически не хватает.  Во многих местах, например,  невозможно развивать земледелие по причине нехватки элеваторов.

Для успешного развития территории надо решать целый ряд взаимоувязанных задач. Это наличие хорошо оплачиваемых рабочих мест, создание благоприятной жизненной среды, досуговой инфраструктуры, качественного образования. Этими вопросами в пределах своей компетенции самым непосредственным образом должны заниматься архитекторы и градостроители.  При этом говоря о стратегии пространственного развития, надо ясно понимать, что она не может быть сформирована без того, чтобы каждый город, каждый поселок не имел бы свой такой локальный план.

У нас поставлена задача – ежегодно возводить 120 млн кв м жилья. Но не сказано, а где и сколько. А ведь это не менее, если не более важно, чем общая цифра. Если жилье будет строиться не там, где целесообразно, а выгодно, мы лишь усилим имеющиеся диспропорции. Вбухаем в решение этих целей  гигантские средства, а на выходе получим искорёженную  страну.

Мировой опыт учит: успех достигают не те страны, которые вкладывают в свое развитие огромные средства, а те, кто максимально эффективно используют имеющие у них минимальные ресурсы. Именно это и позволяет стимулировать с наибольшей пользой невидимую руку рынка. Мы же стараемся как можно больше вложить денег в тот или иной проект или регион, полагая, что это и  является залог его успеха. Но без четкой стратегии пространственного развития, без выстраивания верного механизма мы лишь растранжирим эти инвестиции.  

Пока пространственным развитием будем заниматься исключительно государство, подлинного успеха не достичь. Его задача - определять приоритеты, направления, вырабатывать правила игры и осуществлять надзор над ними. Практическую же работу должен проводить бизнес, а заправлять в ней архитектор и градостроитель.  

Мы попросили некоторых участников выставки поделиться своими мнениями о ней, а так же о значение архитектуры и архитектора в современном градостроительном процессе.      

Нам есть куда стремиться

Юлий, Борисов  соучредитель и главный архитектор бюро UNK project.

Если говорить, чем  АРХ МОСКВА отличается от других выставок, то можно привести такую аналогию. Есть обычные соревнования, а  есть олимпиада. Вот АРХ МОСКВА - это олимпиада. И одновременно праздник, потому что тут встречаются друзья, партнеры, люди, для которых архитектура  - это страсть, смысл из жизни.

Отличительная черта выставки в том, что тут могут найти интересное для себя, как зрелые мастера архитектурного жанра, так и те, кто делают в нем первые шаги, а так же  те, кто просто любят зодчество, как вид искусства. Здесь действует секция молодых архитекторов, есть мероприятия для студентов.

В тоже время надо понимать, что это не коммерческая  выставка, приходить сюда за заказами, думаю, не стоит. Зато она позволяет лучше осознать свое истинное место в архитектурном цеху; можно посмотреть и сравнить собственные достижения с достижениями своих коллег.  Удалось ли тебе сделать шаг вперед или ты остался стоять на том же месте?  А так же понять, куда надо стремиться. На мой взгляд, это и есть главная ценность АРХ МОСКВЫ. Становится ясней, куда следует двигаться.

И второй аспект – выставка позволяет лучше осознать  тенденции в современной архитектуре. Если  10 лет назад она  была преимущественно  ориентирована на частного заказчика, то сейчас большое место занимают городские проекты.

Выставка нас подводит к еще одной важной теме – о роли архитектора в современном градостроительном процессе. Есть регионы, в частности, Москва, где с этим более менее все в порядке. Но тут важен и такой аспект:  необходимо, чтобы общество понимало значение архитектора. Если сравнить ситуацию, к примеру, с Европой, то нам есть куда стремиться. В России  на сегодняшний день архитектор не является главным звеном в градостроительной деятельности, да и просто при строительстве любого объекта. Зачастую подрядчик определяет гораздо больше. И эту ситуацию следует выправлять. В том числе и с помощью АРХ МОСКВА. 

Русская культура очень важна

Gokhan Avcioglu, основатель и глава международного архитектурного бюро GAD [Global Architecture Development]

Я и бюро GAD не первый раз участвуем в выставке АРХ Москва, и мы видим позитивное развитие. Если говорить о самой столице, то Москва становится международным городом, где активную роль занимают молодые жители [моложе 30 лет]. Появляется все больше общих ценностей: в музыке, в танцах, в архитектуре и в других видах искусства. Через 5-10 лет, я думаю, Москва станет еще более интернациональным мегаполисом. За последние годы влияние России в мировом сообществе заметно усилилось, в том числе в культурной сфере. А культура – это пласт мирового наследия, объединяющего все нации и все страны.

Что же касается непосредственно самой выставки, то для международного архитектурного бюро – это прекрасная площадка для нетворкинга и взаимного обмена. Россия богата не только недрами, но и талантами, в том числе архитектурными. В рамках выставки мы провели панельную дискуссию на тему “Архитектура Next” с участием выдающегося архитектора Сергея Чобана [главы архитектурной мастерской SPEECH], директора московской архитектурной школы МАРШ - Никиты Токарева, партнёра архбюро UNK project – Юлия Борисова, а также наших партнеров – Credit Europe Bank и посла Турции в России – г-на Дириоза. Мы обсудили насущный вопрос влияния современных технологий на роль архитектора в современном мире - мире стремительных перемен и роботизированных систем. Подобные дискуссии актуальны сейчас как никогда. И мне важно мнение моих зарубежных коллег. Архитекторы – это те люди, которые первыми должны реагировать на стремительно меняющиеся запросы общества и других стейкхолдеров, реновируя и создавая форму для комфортной жизни человечества сейчас и в будущем. Площадки для подобного международного обмена, такие как АРХ МОСКВА, предоставляют нам возможность для более плодотворного общения как с коллегами, так и с обществом. Эта весьма важная задача. Мой стаж архитектора насчитывает 35 лет. За это время многое изменилось. Огромное значение приобрели социальные сети, мир стал единым целым. Все говорят на одном языке, все понимают друг друга.  И это меняет во многом формат работы. В том числе он требует постоянного взаимодействия с коллегами.

После АРХ МОСКВА мы планируем участие в других подобных российских мероприятиях, в том числе Moscow Urban Forum, объединяющем еще большее количество экспертов со всего мира. Все это говорит о том, что Москва становится важным архитектурным центром.  

Источник:    http://iastr.ru/vlast/1041-arh-m...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.