Все новости

Леонид Казинец, председатель корпорации BARKLI

На будущее рынка недвижимости можно смотреть двояко.

С одной  стороны, у компании BARKLI все хорошо. В этом году она начала самые большие свои проекты, получила все премии рынка за самый дорогой дом в России и за самое доступное жилье в Новой Москве. У компании нет проблем с финансированием, к ней, наоборот, стоит очередь банков с госучастием. Но это долгая история именно компании BARKLI, которая, например,  уже 30 проектов построила с участием Сбербанка. У нее есть свои сложившиеся отношения. Но положение любой другой компании, которой придется сегодня делать все с нуля, совсем иное.

С другой стороны, будущее рынка недвижимости вызывает некоторую обеспокоенность.

Первая проблема, которая возможна, связана с объемами возводимого жилья в год при проектном финансировании строительства. Требование президента в этом вопросе – строить 100 млн кв. м ежегодно. И это требование арифметически оправдано, так как каждый год у нас только 70 млн кв. м жилья выбывает как аварийное, и  30 млн кв. м идет лишь на улучшение. И если мы начинаем строить меньше 70 млн кв. м в год, то просто ухудшаем жилищное состояние граждан России.

Строительство жилья требует финансирования. На сегодняшний день у нас в стройку вложено 4,7 трлн рублей дольщиков, 700 млрд рублей застройщиков, 700 млрд кредитных рублей банков, и при этом эти строящиеся объекты требует дофинансирования в размере 2,3 трлн рублей.

При переходе на проектное финансирование, все эти деньги на стройку должен обеспечить регулятор, иначе объемы уменьшатся. У банковской системы есть три года, чтобы подготовиться к этому. В один день необходимые 6 трлн рублей взять неоткуда. Причем уже с 1 июля 2018 года количество денег дольщиков, которые можно тратить на строительство объектов, уменьшится. Именно это прописано в новой редакции закона, который вступит в силу следующим летом.

Готовы ли к такому развитию событий банки? ЦБ уверяет, что банки все смогут. Правда, не понятно, как они  это смогут.

Правильно, если руководитель ЦБ возьмет на себя личную ответственность за подготовку банков к проектному финансированию. Ведь банки должны обеспечить работу с эскроу-счетами, с которыми сейчас никто не работает, с проектным финансированием. А для этого у банков должна быть соответствующая разнарядка, иначе объемы возводимого жилья упадут очень быстро.

И в такой ситуации, за  вопросы по объему вводимого жилья отвечать будет уже не Минстрой, а ЦБ. Любая стройка зависит от готовности проектной декларации, достаточного количества людей и от финансирования. На сегодняшний день у нас научились готовить всю необходимую документацию. Мы умеем строить и можем строить еще больше, при условии, что на это будут деньги. И именно банки становятся единственным источником денег для девелоперов.

Не надо бояться, что переход на проектное финансирование приведет к росту цен на жилье. Не приведет. Сегодня покупательская способность населения такова, что больше, скорее всего, покупать не будут. Рост цен возможен лишь в районе инфляции. Будут меньше покупать, будут меньше строить.

Вторая проблема кроется в том, что земельные участки под строительство будут дешеветь. Они уже упали в цене, но после 1 июля 2018 года их стоимость упадет в 10 раз. Уже сегодня небольшое количество девелоперов готово заходить на новое строительство, но после 1 июля выход новых проектов на рынок будет практически нулевым, и земли под строительство будут падать в цене, так как бремя налогов все время растет. Уверен, что стоимость земли в смете на строительство будет составлять лишь 2% от стоимости всего проекта. И мы дойдет к этим ценам в течение года.

Источник:    http://rcmm.ru/ekspertnoe-mnenie...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.