Все новости

Система ФГИС ЦС была запущена 30 сентября, и уже можно давать какие-то оценки ее работе. Для объективной картины стоит все же выслушивать не только представителей власти, но и представителей строительной отрасли, которые непосредственно работают с этой системой. Сегодня своей оценкой со «Строительством. RU» поделился Павел Горячкин, президент Союза инженеров-сметчиков.

— Павел Владимирович, о проблеме ценообразования в строительстве вы говорили неоднократно. Проблему видели не только вы, но и правительство, которое 30 сентября запустило сайт Федеральной государственной системы по ценообразованию. Скажите, это нужный сайт для строительной отрасли?

— В принципе, такой сайт нужен, так как у нас в самой системе государственных закупок вводится понятие референтных цен. Пока это запущено по закупкам лекарств, но через год система будет функционировать полностью.

Я бы немного иначе ставил сам вопрос, так как информация по строительным материалам, особенно в региональном разрезе, нужна. И подобные системы существовали и существуют до запуска ФГИС. Чаще это были системы по отдельным секторам: по металлу, бетону, цементу, инертным материалам и т. п. Но сейчас речь идет о государственной информационной системе, и возникает вопрос статуса, так как в соответствии с законодательными поправками определено, что практически по всем бюджетным стройкам цены должны быть соответствующими ФГИС. Получается, что средневзвешенные цены производителя становятся обязательными при составлении сметной стоимости строительства. ФГИС не носит справочный характер, она не служит ориентиром, она — некая норма для выполнения.

П. Горячкин: «По сути, ФГИС — это ввод прямого государственного регулирования цен в строительстве на бюджетные стройки».

— А как система повлияет на деятельность частных компаний? Ведь теперь и частный заказчик может ссылаться на правительственный сайт и говорить про необоснованно завышенные цены.

— Постановка вопроса о завышении цены возможна. Но этот вопрос должен являться частью переговорного процесса. Цены на сайте ФГИС должны быть ориентиром, а не обязательством. На Западе в подобных изданиях цены именно ориентировочные, они являются частью конкурентной среды. У нас же для бюджета эти цены вообще не обсуждаются. По сути, это ввод прямого государственного регулирования цен в строительстве на бюджетные стройки.

Я считаю, что это нерыночная процедура. Если мы переходим на такую систему, то мы строим какую-то другую уже экономику, а не ту, что раньше.

Моя главная претензия к ФГИС — тот факт, что цены становятся обязательными. В принципе, для государственного заказа максимальная цена контракта должна формироваться на базе цен, указанных в этой системе. Цена может снизиться в процессе торгов, но выше она быть не может.

— Правительство заявляет, что на сайте ФГИС цены на строительные материалы будут обновляться каждые три месяца. Стоимость работ и логистики будут обновлять раз в год. Скажите, такой подход правильный? Это физически возможно осуществить?

— Сегодняшняя экономическая ситуация позволяет говорить о ежеквартальном изменении цен. За исключением некоторых позиций, цены на строительные материалы ведут себя стабильно, и ежеквартальное обновление — нормальный процесс.

Но возникает вопрос о возможности осуществлять это обновление так часто. Меня вообще беспокоит, что все делается в спешке. Саму систему стали создавать лишь весной, а уже 15 ноября правительство хотело, чтобы на ней были размещены все цены. Я считаю, что за такой короткий срок сделать качественно невозможно. Необходим был более большой временной лаг, например, имело смысл запускать все в работу 1 января 2019 года.

Плоды этой спешки мы уже ощущаем. По поступающей ко мне информации, есть проблемы. Самая серьезная проблема связана с самой регистрацией производителей-поставщиков в системе. Пока в системе зарегистрировано лишь 10 % от заявленного числа. Было заявлено, что на сайте будут цены от 22 тысяч организаций, пока представлены лишь от 2 тысяч. И этот вопрос очень беспокоит Минстрой, который проводит соответствующие селекторные совещания.

П. Горячкин: «Минстрой сказал, что собирается вносить изменения в Кодекс административных правонарушений и вводить административную финансовую ответственность за непредоставление информации во ФГИС».

— Да. Я был на таком совещании, и там подтверждалось, что лишь 10 % компаний пока зарегистрировались в системе. Стоит отметить, что не все регионы захотели участвовать даже в самом совещании. Какое-то равнодушие вырисовывается, если говорить честно.

— Буквально 10 ноября Минстрой сказал, что собирается вносить изменения в Кодекс административных правонарушений и вводить административную финансовую ответственность за непредоставление информации. Так что проблема действительно есть, и ее будут решать.

— Почему же компании не спешат вносить себя в систему? Это связано с конфликтом интересов или есть другие причины?

— Есть несколько причин. Одна из причин — слишком сложная система регистрации. Регистрация занимает две недели! Кроме того, одной регистрации же недостаточно, необходимо получить различные ключи криптографической защиты. Эти ключи необходимо купить, вернее, надо установить на компьютер две программы, одобренные ФСБ России. Одна программа бесплатная, а вторая стоит 4 тысячи рублей за год за одно рабочее место. Если предположить, что на сайте, в конце концов, зарегистрируется 22 тысячи компаний, то деньги за регистрацию получат немалые. Функционал же самих программ пока не ясен.

Вторая причина кроется в том, что формы, которые требуется заполнить на сайте, подразумевают сбор информации не только по ценам, но и по объемам реализации. А это уже может быть и коммерческой тайной.

П. Горячкин: «Написав конкретную цену в форме ФГИС, производитель опасается, что его переговорные и конкурентные возможности на рынке пострадают».

Кроме того, необходимо понимать, что речь идет не о ценах в магазине, где мешок цемента стоит столько-то, речь идет о строительстве, где цена зависит от переговоров, сложившихся производственных связей, объема поставки и т. д. Уже несколько лет на многих сайтах производителей не указываются цены, а пишется, что цена договорная, или указывается ценовой разброс от и до, или вообще предлагают перезвонить и обсудить. Разброс цен при этом может быть очень большим. В системе ФГИС нет возможности указать цену от и до, там производитель должен вписать одно конкретное число. Написав же конкретную цену, производитель опасается, что его переговорные и конкурентные возможности на рынке пострадают.

— У производителей могут быть одни цены для крупных дилеров и другие — для мелких компаний. Цены зависят и от объема закупки. Это же никак не учитывается в системе…

— Никак. Там один материал с определенным кодом вводится и к нему добавляется одна цена.

П. Горячкин: «Сейчас идет централизованная реформа, в результате которой министерство забирает себе все полномочия у регионов».

— Скажите, а система ФГИС ЦС поможет инженерам-сметчикам в создании смет?

— И до запуска ФГИС в регионах выпускались и выпускаются сборники средних сметных цен на строительные материалы. Велся и ведется мониторинг цен. То есть раньше вся эта работа шла, но на территории субъекта, что я считаю правильным, так как надо быть ближе к производителю.

Сейчас же идет централизованная реформа, в результате которой министерство забирает себе все полномочия у регионов. Все прежние наработки просто отброшены. Но у нас в стране сейчас вообще такая политическая направленность — все должно быть централизовано.

П. Горячкин: «За любое увеличение стоимости бюджетного строительства будет отвечать Минстрой, потому что он устанавливает цены. Введение ФГИС — это очень большая ответственность, в том числе и политическая».

— А не создается ли у вас впечатление, что система, запущенная Минстроем, направлена на то, чтобы не было разговоров по поводу завышения стоимости строительства знаковых объектов? Например, таких как арена «Зенит».

— Это мы еще посмотрим. Надо понимать, что после 15 декабря любые претензии по проектам с бюджетным финансированием направлять надо исключительно к Минстрою. Вся ответственность будет лежать на нем, нельзя будет списать траты на какие-то бюджетные дыры. За любое увеличение стоимости строительства будет отвечать Минстрой, потому что он устанавливает цены.

Введение такой системы — это очень большая ответственность, в том числе и политическая.

— С введением ФГИС ЦС ломается старая схема подготовки сметных норм и расценок?

— Нет, ломается прежняя система мониторинга.

— Это пойдет на пользу отрасли?

— Не совсем. У нас слишком большая страна с очень серьезными экономическими и климатическими особенностями, распределением производственных мощностей, чтобы все централизовать на уровне Минстроя. Это будет очень трудно сделать.

— Теперь на бюджетных проектах можно будет больше экономить, раз все цены фиксированы во всех регионах?

— Сомневаюсь. Если раньше Главгосэкспертиза получала сметные документы на основе проектной документации, проводила проверку достоверности этой сметы, где-то ее уменьшала и отчитывалась об экономии на бумаге, то теперь как урезать смету? Теперь Главгосэкспертиза будет получать сметы с ценами, одобренными Главгосэкспертизой. Если в этих сметных документациях не будет грубых ошибок, то оснований для уменьшения (экономии) просто нет. Вообще, это конфликт интересов. Это неправильно, что Главгосэкспертиза сама устанавливает цены и сама потом проверяет сметы. Странно это.

Источник:    http://rcmm.ru/vlast-i-samoregul...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.