Все новости

Когда главный архитектор перестанет «рассматривать» и начнет «решать»

27 октября 2017 в 11:39

Почему от главного архитектора сегодня ничего не зависит. На этот вопрос попытались ответить главные архитекторы российских регионов.

 

Кому должен быть подчинен главный архитектор? В какой степени он может зависеть от инвестора? Когда и где он должен принимать самостоятельное решение? Встреча с главными архитекторами, организованная Национальным объединением проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ), которая прошла в рамках архитектурного фестиваля «Зодчество-2017», обозначила главные болевые точки, с которыми сталкивается главный архитектор города, муниципалитета.

 

Доколе архитектору чувствовать себя Петрушкой в прихожей у инвестора

Кадровая статистика по регионам на сегодня такова: из 72 регионов России в 52 регионах главный архитектор теперь напрямую подчиняется губернатору, в 13 — от такого прямого подчинения отказались, в 9 — решение пока не принято, а в 4 — главного архитектора просто нет!

Кроме того, как выяснилось, даже там, где переподчинение главе региона состоялось, проблема «бесправности» архитектора так и не решена окончательно.

— От главного архитектора по-прежнему мало что зависит, — призналась руководитель управления архитектуры и градостроительства Воронежской области Марина Ракова. — Может быть, поэтому так трудно найти достойного человека на эту должность.

Главный архитектор Пензенской области Леонид Иоффе сравнил главного архитектора с хирургом без скальпеля:

— Я подчиняюсь напрямую губернатору, но окончательное решение по проектам все равно принимают другие люди, — сетует Леонид. — Именно поэтому пришло решение о необходимости создания Института территориального планирования, чем я сейчас у себя в области и занимаюсь.

Архитектор с большим опытом работы в регионе, бывший главный архитектор Евпатории Алексей Комов высказался еще более резко:

— Главный архитектор сегодня — это Петрушка в прихожей более влиятельных и «весомых» игроков.

Тем не менее, по мнению Алексея, нужно пытаться преодолевать обстоятельства. А в своей работе не забывать о нуждах человека: мало снести какую-то устаревшую застройку, нужно создать на ее месте достойное пространство для жизни. Такое, которое позволило бы людям комфортно существовать, иметь возможность где-то работать. Необходимо принимать новые правила благоустройства, какие-то городские архетипы.

Почему тендеры выигрывают чужаки

Главный архитектор Комсомольска-на Амуре Игорь Курносов посетовал на несправедливые тендеры, которые проходят в регионах.

— Сегодня на развитие города Комсомольска-на-Амуре, например, выделено 52 млрд рублей, — рассказывает Игорь. — Проектный рынок предполагает использование ресурса местных проектировщиков. На деле же на тендеры хлынули «чужаки» — проектные организации из других регионов, которые у себя дома по каким-то причинам оказались невостребованными (из-за низкой квалификации, например). В итоге тендер выигрывают именно они, умело демпингуя. А потом местные власти хватаются за голову. Чужаки проектируют так, что хоть плачь: без учета местного колорита, местных особенностей.

Муниципалитеты: «Ау, архитекторы!

Затронули главные архитекторы и еще одну важную тему. Сегодня, когда запущена программа «Жилище», включающая колоссальный блок по благоустройству общественных пространств и дворов, муниципалитеты просто теряются. У чиновников не хватает квалификации, которая помогла бы им провести грамотное благоустройство. Лучшее, что они могут придумать, — это дополнительные лавочки, детские площадки, качели, клумбы, тротуарная плитка. А подсказать им, какие сейчас существуют тренды, некому: во многих муниципалитетах архитекторы просто отсутствуют.

Получается, те огромные деньги, которые выделены на благоустройство, могут быть потрачены зря. Необходимо срочно решать проблему архитектора на уровне муниципалитета. «Главных архитекторов нужно готовить! Как космонавтов», — озвучил наболевшее Алексей Комов.

 

Может вносить предложения, но не может решать

Один из выступающих заставил участников встречи улыбнуться, зачитав инструкцию по правам главного архитектора: тот имеет право «взаимодействовать», «запрашивать», «проводить совещания», «вносить предложения» и так далее. В инструкции отсутствует слово «решать».

— Главному архитектору даже не разрешается написать «согласовано», только «рассмотрено», — кипятились архитекторы — участники дискуссии. — Ну что это за полномочия!

Директор Института региональных исследований и городского планирования Ирина Ильина выделила такую «беду» главного архитектора, как жесткая привязка к тому, что диктует инвестор. Между тем в идеале архитектор должен быть главным человеком в городском планировании, его взгляд устремлен в будущее. К нему должна прислушиваться элита городов.

А вот экс главный архитектор Москвы Александр Кузьмин полон оптимизма. Он убежден: для того чтобы продвинуть какой-то значимый проект, нужно заручиться поддержкой правительства области или каких-то общественных сил. Когда реновировался город Билимбай в Свердловской области, команда архитекторов получила поддержку казачества Урала. В итоге все проблемы решались легко, без напряга.

Город болен? Приглашайте доктора. Архитектурного.

В пику жалобам главных архитекторов на свою судьбу директор «Центра градостроительных компетенций» Ирина Ирбитская предложила абсолютно новый подход к самой функции «главного архитектора». Она считает, что малым российским городам нужен не столько «главный по архитектуре», сколько «доктор», «санитар», к которому обращаются за рецептами выживания.

Малым российским городам порой не до стратегий развития. Денег в бюджетах там практически нет, а порой нет и нормальных дорог. Городской транспорт дышит на ладан. Лопаются от старости инженерные сети.

Таким городам не помогут столичные консультанты, которые «вояжируют» по провинции и со своих столичных высот дают советы, которыми город, из-за отсутствия средств, не сможет воспользоваться. Здесь нужны те, кто вытянет их из пропасти. И тут, по мнению Ирины, могут помочь проектные лаборатории, которые будут перемещаться по городам, исследовать текущую ситуацию и «назначать лечение».

Вопрос спорный, но рациональное зерно в размышлениях Ирины Ирбитской, безусловно, есть.

Вывод из дискуссии оказался не таким уж предсказуемым: не важно, кому непосредственно подчиняется архитектор, важно, в каких случаях архитектор имеет право принимать самостоятельное решение. Практика таких решений должна быть закреплена в готовящемся законе «Об архитектуре».

Елена МАЦЕЙКО

 

Источник:    http://rcmm.ru/arhitektura-i-pro...


Комментарии

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.