Все обсуждения

ГОСТ Р 12.2.144-2005. Система стандартов безопасности труда. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний

  Показать карточку документа

Обсуждения

Предлагаем обсудить изменение №1 ГОСТ Р 12.2.144-2005

Сотрудники ФГБУ ВНИИПО МЧС России разработали первую редакцию изменения №1 к этому стандарту.

Замечания и предложения можно присылать по адресам, указанным в пояснительных записках к документам до 15 апреля 2015 г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к первой редакции проекта изменения № 1 ГОСТ Р 12.2.144-2005

«Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний»

1. Основание для разработки изменений стандарта

Разработка проекта изменений № 1 национального стандарта ГОСТ Р 12.2.144-2005 «Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний» проводится в соответствии с Программой разработки национальных стандартов Российской Федерации на 2014 г. (шифр ПНС 1.2.274-1.016.14).

2. Цели и задачи разработки изменений к стандарту

Разработка проекта изменений № 1 национального стандарта ГОСТ Р 12.2.144-2005 «Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний» проводится с целью установления новых значений показателей, методов испытаний и контроля, обеспечивающих единообразие при производстве и испытаниях пожарных автоподъемников на территории Российской Федерации.

3. Характеристика объекта стандартизации

В настоящее время в России действует национальный стандарт ГОСТ Р 12.2.144-2005. В стадии утверждения находится проект изменений № 1 к этому стандарту. Стандарт распространяется на пожарные автомобили ПА, и устанавливает общие требования безопасности к ним и методы их испытаний.

Техническая политика МЧС России предусматривает повышение технического уровня и функциональных возможностей вновь создаваемой пожарно-спасательной техники, используемой как при тушении пожаров, так и при проведении аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий и катастроф.

Все более активно реализуется принцип многофункциональности ПА – актуальнейшей проблемы нового времени. На вооружении пожарной охраны уже появились многофункциональные ПА: это пожарно-спасательные автомобили, автомобили со съемной надстройкой, высотно-спасательные автомобили. Причем высота подъема стрелы ВСА за последние несколько лет практически удвоилась, достигнув отметки в 112 м.

Актуальной проблемой является обеспечение безопасности и надежности действующего парка ПА. Для повышения технического уровня и качества, выпускаемых или готовящихся к производству на предприятиях России ПА, требуется надежная нормативная и испытательная база, нужна надежная, высокоэффективная, безопасная в эксплуатации, соответствующая современным нормам и требованиям пожарная техника.

В связи с этим встала необходимость разработки изменений к национальному стандарту ГОСТ Р 12.2.144-2005.

Изменения вносимые в стандарт позволят обеспечить единые требования безопасности подход к разработке, изготовлению и испытаниям пожарных автомобилей, а также взаимопонимание между разработчиком, изготовителем и потребителем изделий.

4. Сведения о соответствии проекта изменений стандарта федеральным законам, техническим регламентам

Проект изменений № 1 к ГОСТ Р 12.2.144-2005 разработан в поддержку Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

5. Сведения о соответствии проекта стандарта международным (зарубежным) стандартам

При подготовке проекта изменений № 1 к ГОСТ Р 12.2.144-2005 был проанализирован ряд стандартов, являющихся передовыми в области создания пожарной техники (США, Франция, Германия, Бельгия): Fed. Spec. KKK-F-2201-86 «Автомобили пожарные грузовые» (США); Fed. Spec. KKK-F-2115-85 «Автомобили пожарные грузовые» (США); NF S61-515-85 «Автомобиль-насос пожарный» (Франция); NF S61-526-77 «Автомобили пожарные для первоначальных операций» (Франция); NF S61-510-83 «Автомобили спасательной службы и противопожарные. Общие технические характеристики» (Франция); NF S61-516-77 «Автоцистерны пожарные» (Франция); NF S61-552-83 «Лестницы автоматические пожарных автомобилей» (Франция); DIN 14011, т.6-81 «Автомобили пожарные» (ФРГ); DIN 14703 «Прицепная автолестница» (ФРГ); NBN S21-035-82 «Лестницы пожарные самоходные автоматические, вращающиеся вокруг оси, высотой 20, 25 и 36 м.» (Бельгия); EN 14043-2000 «Автолестницы пожарные»; EN 1846-2000 «Транспортные средства пожарной охраны».

В то же время учитывались особенности тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в нашей стране.

Был проведен анализ нормативной документации, статистических данных по производству и последующей эксплуатации пожарных автомобилей в нашей стране. В результате были определены основные требования безопасности к изготовлению пожарных автомобилей и методам их испытаний.

Требования, предъявляемые ГОСТ Р 12.2.144-2005 по основным позициям выше, чем в Евростандарте.

Так например в Евростандарте (п. 5.1.4.2.11) давление на грунт основанием выдвижной опоры должно быть не более 0,8 МПа, в ГОСТ Р 12.2.144-2005 (п. 5.2.2) – 0,6 МПа. В ГОСТ Р (п.5.1.9) вводятся дополнительные условия работы автолестницы – при выдвинутых только с одной стороны опорах, что создает дополнительные требования к устойчивости автолестницы.

Не во всех стандартах зарубежных стран, в отличие от национального стандарта России, указываются углы свеса пожарного автомобиля.

6. Сведения о публикации уведомлений о разработке проекта стандарта и окончании публичного обсуждения

Уведомление о разработке проекта изменений № 1 ГОСТ Р 12.2.144-2005 размещено на официальном сайте Росстандарта __________ 2015.

7. Перечень использованных документов:

ГОСТ Р 53302-2004 «Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний»

Fed. Spec. KKK-F-2201-86 «Автомобили пожарные грузовые» (США);

Fed. Spec. KKK-F-2115-85 «Автомобили пожарные грузовые» (США);

NF S61-515-85 «Автомобиль-насос пожарный» (Франция);

NF S61-526-77 «Автомобили пожарные для первоначальных операций» (Франция);

NF S61-510-83 «Автомобили спасательной службы и противопожарные. Общие технические характеристики» (Франция);

NF S61-516-77 «Автоцистерны пожарные» (Франция);

NF S61-552-83 «Лестницы автоматические пожарных автомобилей» (Франция);

DIN 14011, т.6-81 «Автомобили пожарные» (ФРГ);

DIN 14703 «Прицепная автолестница» (ФРГ);

NBN S21-035-82 «Лестницы пожарные самоходные автоматические, вращающиеся вокруг оси, высотой 20, 25 и 36 м.» (Бельгия);

EN 14043-2000 «Автолестницы пожарные»;

EN 1846-2000 «Транспортные средства пожарной охраны».

8. Разработчик:

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Адрес: 143903, Московская обл., г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, д.12

Тел. (495) 529 52 68; (495) 524 82 98

Е-mail: vniipo212@rambler.ru; kirill1971@rambler.ru

2

ИЗМЕНЕНИЕ № 1.ГОСТ 12.2.144-2005 «Техника пожарная. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний»

В пункт 2 «Нормативные ссылки» добавить «ГОСТ Р 53302-2004 Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний».

Подпункт 5.1.10 Изложить в следующей редакции:

«5.1.10 Полная масса ПА, распределение ее по осям и бортам должны уклады­ваться в пределы, установленные для базовых шасси и не должна превышать 95 % величины максимальной массы, установленной для базового шасси. При определении массы боевого расчета исходят из массы одного человека (80 кг), включая водителя, плюс 20 кг персонального снаряжения на каждого члена боевого расчета».

Подпункт 5.1.12 Изложить в следующей редакции:

«5.1.12 Угол поперечной статической устойчивости для АЛ с высотой подъема до 20 м не менее 29º, от 21 до 31 м не менее 27º, от 32 до 40 м не менее 25º, от 41 до 52 м не менее 24º, от 53 до 60 м не менее 23º.

Угол поперечной статической устойчивости для АПК с высотой подъема до 21 м не менее 29º, от 22 до 36 м не менее 27º, от 37 до 48 м не менее 25º, от 49 до 56 м не менее 24º, от 57 до 64 м не менее 23º.

Угол поперечной статической устойчивости для ППП с высотой подъема до 35 м не менее 27º, от 36 до 45 м не менее 25º, свыше 45 м не менее 23º.

Угол поперечной статической устойчивости основных и остальных специальных ПА, при полной массе, должен быть не менее 30º».

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.